Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130592-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности" направлен на исключение правовой неопределенности правоприменения понятий "оправданный риск" и "крайняя необходимость", установленные в Федеральном законе от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в целях обеспечения защиты прав руководителя тушения пожара, личного состава пожарной охраны и иных участников тушения пожара при осуществлении тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации.
В законопроекте предлагается внести корреспондирующие изменения в федеральные законы "О пожарной безопасности", "О добровольной пожарной охране" и "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленные на установление ограничений привлечения к дисциплинарной ответственности и (или) гражданско-правовой ответственности руководителя тушения пожара, личного состава пожарной охраны, личного состава добровольной пожарной охраны, лиц, осуществляющих тушение лесного пожара за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей или их гибель действовавших в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, исходя их смысла положений указанного федерального закона, подразделения пожарной охраны привлекаются к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. К таким работам, как и к тушению пожаров, привлекается личный состав пожарной охраны, находящийся на штатных должностях в пожарной охране, а также личный состав добровольной пожарной охраны.
Аналогичные изменения в июле 2021 года внесены в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и применяются на практике в отношении руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасателей. Указанный федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность спасателей, должностных лиц, а также граждан Российской Федерации, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 693 и не включает в себя должности личного состава пожарной охраны.
Правовое регулирование вопросов ответственности лиц, принимающих участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, установленное Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и лиц, привлекаемых к тушению пожаров в соответствии с федеральными законами "О пожарной безопасности" и "О добровольной пожарной охране", предполагает различия в оценке действий указанных лиц.
При направлении пожарно-спасательных подразделений на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, действия личного состава подразделений пожарной охраны в ходе тушения пожаров выходят за рамки общих требований трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий труда. Учитывая особый характер деятельности по тушению пожаров, даже наличие специальной подготовки, соответствующего оснащения пожарных и реализация особых мер безопасности не во всех случаях позволяют полностью исключить риск их травмирования и гибели.
Неизбежность риска зачастую обусловлена высокой степенью неопределенности обстановки в зоне пожара и без альтернативности мер по оказанию помощи пострадавшим. Это тем более характерно при тушении пожаров на взрывопожароопасных производственных объектах, в складских комплексах, в зданиях со сложной планировкой. В условиях выхода из строя при пожаре большинства штатных систем безопасности и мониторинга, руководители тушения пожаров не располагают объективной и достоверной информацией для прогнозирования развития пожара, включая возможность, место и время возникновения возможных взрывов, иных опасных факторов пожаров и их проявлений.
Таким образом, несмотря на неопределенность степени риска, немедленное направление пожарных непосредственно в зону пожара является единственной возможностью оказать гарантированную помощь людям, оказавшимся в зоне пожара и отрезанным от путей эвакуации, получить объективную информацию о его масштабах и развитии и своевременно обеспечить локализацию и ликвидацию пожара.
Только за последние 5 лет, в ходе тушения пожаров личным составом подразделений пожарной охраны было спасено и эвакуировано более 916 тысяч человек, при этом, к сожалению, 60 пожарных погибли, более 300 получили травмы различной степени.
В настоящее время, на уровне подзаконных актов регламентированы порядок действий всех участников тушения пожаров, права и обязанности личного состава пожарно-спасательных подразделений, в том числе руководителя тушения пожара, зачастую при спасении людей и тушении пожаров им приходится действовать с отступлением от установленных требований правил по охране труда.
В этой связи, оценка действий руководителей тушения пожара и самих пожарных пожарно-спасательных подразделений должна основываться на Федеральном законе.
Предлагаемый проект федерального закона позволит исключить правовую неопределенность применения понятий "оправданный риск" и "крайняя необходимость", установленные в Федеральном законе "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", а также позволит решить вопросы обеспечения охраны труда личного состава пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Осуществление мероприятий по реализации положений законопроекта относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (пункт 3 приложения N 5), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей, заявленных в указанной государственной программе, реализация которых будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами исполнительной власти, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Социально-экономические последствия предлагаемых изменений направлены на решение вопросов обеспечения охраны труда личного состава пожарной охраны и иных участников тушения пожара при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ пожарно-спасательными подразделениями, подразделениями добровольной пожарной охраны, повышение их боевой готовности, и позволит оперативно оказывать помощь людям, пострадавшим в результате пожаров, а также существенно снизить риски и угрозы возникновения пожаров на объектах защиты.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Реализация указанного федерального закона будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", в объеме расходов, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.