Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130593-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее соответственно - законопроект, Закон) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П "По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой (далее - Постановление N 54-П).
Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 9 части первой статьи 27.1 Закона не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 42, в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона, на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ).
Предлагаемые законопроектом нормы разработаны исходя из положений Постановления N 54-П и основаны на информации Министерства здравоохранения Российской Федерации о выводах Российской научной комиссии по радиологической защите в ее заключении по оценке радиологических последствий чернобыльской аварии спустя 35 лет по данным Национального радиационно-эпидемиологического регистра в отношении проведенного радиационно-эпидемиологического исследования заболеваемости потомков первого поколения (детей) ликвидаторов, показавшего отсутствие статистически значимых радиационных рисков.
Законопроектом сохраняется право на ЕДВ детей первого поколения граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, а также обеспечивается право на ЕДВ детям их последующих поколений, при условии, что родители (один из родителей) этих детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения.
В целях приведения к единообразию наименований категорий детей аналогичные изменения законопроектом предлагается внести в абзац первый части третьей и абзац первый части четвертой статьи 4, а также абзац первый части первой статьи 25 Закона, содержащие формулировки, идентичные формулировкам пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона.
Также Конституционным Судом Российской Федерации определено, что назначенная детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона, до вступления в силу Постановления N 54-П ЕДВ продолжает выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим в законопроект включена статья 2, содержащая нормы, направленные на закрепление в Законе указанного положения Постановления N 54-П.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на предоставление, в том числе выплату и доставку, в соответствии со статьей 5.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие данной катастрофы, а также на выплату ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренную статьей 27.1 Закона.
Согласно Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" размер средств федерального бюджета на предоставление, в том числе выплату и доставку, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие данной катастрофы, в соответствии со статьей 5.1 Закона составляет на 2022 год 20 937 630,2 тыс. рублей, на 2023 год - 21 775 134,7 тыс. рублей, на 2024 год - 22 646 140,2 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета на выплату ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 27.1 Закона, составляют на 2022 год 16 818 185,8 тыс. рублей, на 2023 год - 17 143 826,1 тыс. рублей, на 2024 год - 17 453 269,4 тыс. рублей.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, не повлечет за собой социально-экономических и иных последствий, в том числе для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на питание детей в дошкольных образовательных организациях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях".
Внесение изменений в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на питание детей в дошкольных образовательных организациях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", необходимо в целях уточнения категорий детей, на питание которых предоставляется ежемесячная денежная компенсация, и обеспечит приведение указанных Правил в соответствие со статьей 25 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции законопроекта.
Примерный срок подготовки - не позднее 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России и Пенсионный фонд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.