Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130812-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и статью 27 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и статью 27 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" (далее - законопроект) подготовлен с целью расширения видов деятельности негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) за счет допуска к оказанию комплементарных видов деятельности.
Согласно действующему законодательству, для НПФ предусмотрен закрытый перечень допустимых видов деятельности: негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Прочие виды деятельности запрещены.
Монопродуктовая бизнес-модель НПФ "взносы (деньги) - пенсия (деньги)" существенно снижает конкурентоспособность НПФ на рынках накоплений и сбережений (в том числе на рынках с продуктами, имеющими сопоставимую цель, но реализуемые через различные экономические модели). Упомянутая закрытая модель (запрещено все, что не разрешено) не удовлетворяет специфические потребности клиентов и тормозит развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения как института социальной защиты россиян и крупного источника внутренних инвестиций для экономики страны.
Вместе с тем, в ряде стран пенсионные фонды имеют право заниматься различными видами страхования наряду со страховыми компаниями. Так, например, в Великобритании работодателю предоставлена возможность отнесения взносов по договорам страхования от несчастных случаев, уплаченных в пользу работников, на расходы по оплате труда, если страхователем является пенсионный фонд.
Законопроектом предусматривается возможность совмещения НПФ пенсионных услуг с оказанием информационно-консультативных услуг в сфере финансового рынка, а также с деятельностью в качестве агента, при этом предлагается включить НПФ в перечень лиц, которые могут выступать агентами по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев. Такое совмещение деятельности предлагается организовать на основании договоров оказания информационно-консультативных услуг и агентских договоров, при этом фонд вправе действовать в качестве агента только при одновременном соблюдении следующих условий:
по агентскому договору фонд совершает только юридические и иные действия по заключению, сопровождению, изменению и расторжению договоров от имени и за счет принципала, являющегося юридическим лицом;
фонд не несет ответственности по договорам, заключенным им в качестве агента с третьими лицами;
фонд не вправе получать от третьих лиц исполнение обязательств по договорам, заключенным им в качестве агента.
Указанные ограничения позволят исключить дополнительные риски, связанные с осуществлением агентской деятельности, как у клиентов фонда, так и у самого фонда.
Предлагаемое законопроектом расширение видов деятельности существенно облегчит и удешевит процесс взаимодействия НПФ, участников по негосударственному пенсионному обеспечению и работодателей, так как НПФ будет восприниматься в качестве "единого окна" для предоставления пенсионных и комплементарных услуг, что повысит удовлетворенность клиентов.
Реализация меры также приведет к повышению конкурентоспособности НПФ на рынке накоплений и сбережений посредством интеграции НПФ с поставщиками услуг, а также к превращению негосударственного пенсионного обеспечения в драйвер развития пенсионного рынка и смежных рынков сбережений и социальных услуг. Произойдет превращение НПФ в центры удовлетворения потребностей клиентов, возникающих после окончания трудового периода. В результате заинтересованность граждан в участии в программах негосударственного пенсионного обеспечения увеличится, и, как следствие, возрастет доля россиян, формирующих негосударственную пенсию и средний коэффициент замещения пенсией утраченного заработка граждан.
Для недопущения концентрации НПФ на оказании услуг по новым видам деятельности и связанного с этим возможного ущемления интересов клиентов НПФ, законопроект предусматривает, что фонд вправе оказывать информационно-консультативные услуги в сфере финансового рынка, а также действовать в качестве агента только при условии, что размер вознаграждения фонда от указанной деятельности в текущем календарном году в совокупности не превышает 50 процентов от среднего за три предшествующих календарных года совокупного размера оплаты услуг фонда при осуществлении им деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и вознаграждения фонда при осуществлении им деятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Контроль за соблюдением указанного ограничения будет осуществлять Банк России.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и статью 27 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и статью 27 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и статью 27 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и статью 27 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.