Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 131689-8 "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения равного и недискриминационного характера обложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых государственной управляющей компанией.
В настоящее время согласно подпункту 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.
Указанная норма распространяется в том числе на услуги управляющих компаний по доверительному управлению ипотечным покрытием, учрежденному в связи с выдачей ипотечных сертификатов участия, при наличии у управляющей компании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
При этом, не смотря на принятие Федерального закона N 418-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", не допускающего выдачу новых ипотечных сертификатов участия, в настоящее время продолжает действовать множество договоров доверительного управления ипотечным покрытием. В частности, указанным Федеральным законом предусмотрены переходные положения, согласно которым права, удостоверенные ипотечными сертификатами участия, выданными до дня вступления в силу указанных норм, сохраняются у владельцев ипотечных сертификатов участия до момента погашения сертификатов.
Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" в случае признания управляющего ипотечным покрытием несостоятельным (банкротом) или отзыва (аннулирования) лицензии управляющего ипотечным покрытием имущество, составляющее ипотечное покрытие, подлежит передаче в доверительное управление государственной управляющей компании, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестировании средств пенсионных накоплений.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" функции такой управляющей компании в настоящее время осуществляются государственной корпорацией "ВЭБ.РФ".
В связи с тем, что услуги по доверительному управлению ипотечным покрытием, оказываемые государственной управляющей компании без лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в связи с наличием формального несоответствия подпункту 12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Законопроектом предлагается внести точечные изменения в указанную норму. При этом предлагается распространить поправку на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, поскольку в 2021 году предполагается выплата первого вознаграждения государственной управляющей компании. Ранее такое вознаграждение не выплачивалось, в связи с чем изменения не повлекут наличие выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы.
Предлагаемые изменения обеспечат равные условия налогообложения в отношении одного вида услуг, реализуемых разными субъектами: коммерческими управляющими компаниями, осуществляющими свою деятельность на основании соответствующих лицензий, и государственной управляющей компании, осуществляющей свою деятельность в связи с наделением ее такой функцией на основании закона.
Кроме того, предлагаемое изменение будет способствовать уже закрепленному в НК подходу, согласно которому услуги государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений не облагаются налогом на добавленную стоимость. В частности, согласно подпункту 29 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация услуг по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, оказываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Законопроект не содержит положений, устанавливающих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешении, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время согласно подпункту 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.
В связи с тем, что услуги по доверительному управлению ипотечным покрытием, оказываемые государственной управляющей компании без лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в связи с наличием формального несоответствия подпункту 12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Законопроектом предлагается внести точечные изменения в указанную норму. При этом предлагается распространить поправку на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, поскольку в 2021 году предполагается выплата первого вознаграждения государственной управляющей компании. Ранее такое вознаграждение не выплачивалось, в связи с чем изменения не повлекут наличие выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.