Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130955-8 "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению" (далее - законопроект) предусматривает создание на базе Агентства по страхованию вкладов (далее - АСВ) системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению (далее - НПО) на основе принципов действующих систем страхования банковских вкладов и гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
По состоянию на 31 декабря 2021 года 6,2 млн граждан доверили НПФ формирование своих пенсионных сбережений по программам НПО, общий объем пенсионных резервов на эту дату составил почти 1,6 трлн рублей. Выплаты негосударственной пенсии за 2021 год составили 76,3 млрд рублей, а число получателей таких пенсий составляет 1,5 млн граждан. В этой связи деятельность НПФ по НПО (с учетом ее целей, функций и масштаба) обладает особой социальной значимостью и требует обеспечения высокого уровня защиты прав граждан-клиентов НПФ и их пенсионных сбережений.
Кроме того, с учетом демографических тенденций в развитых и развивающихся странах, а также с учетом целей и задач развития пенсионной системы, установленных Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 1, для государства все более актуальным становится вопрос о стимулировании активного участия граждан и работодателей в добровольных пенсионных программах, предоставляющих возможность самостоятельно сберегать средства на будущую пенсию и обеспечить достойный уровень дохода после выхода на пенсию.
С учетом вышеизложенного, представляется, что достижению указанных целей будет способствовать внедрение системы гарантирования прав участников НПО (далее - СГП НПО) на основании механизмов, используемых сегодня в системах страхования банковских вкладов и гарантирования пенсионных накоплений.
Гарантийными случаями в соответствии с законопроектом будут являться аннулирование лицензии НПФ (за исключением добровольного) или банкротство НПФ.
На этапе накопления законопроект предусматривает, что участникам будет гарантирован остаток средств на именных пенсионных счетах (взносы самого участника, его работодателя и иных лиц с учетом результата их размещения), но не более предельного размера гарантируемой суммы - 1,4 млн рублей. Аналогичный предельный размер возмещения предусмотрен в настоящее время системой страхования банковских вкладов граждан.
На этапе выплат, законопроект предусматривает гарантию выплаты любых пенсий в размере, выплачиваемом на дату наступления гарантийного случая, но не более двух размеров социальной пенсии по старости 2.
Проведенный анализ показал, что указанное ограничение размера гарантийного возмещения позволит обеспечить гарантией сохранность средств большинства участников НПО в полном объеме.
Механизм выплаты гарантийного возмещения в СГП НПО предлагается установить различным на этапах накопления и выплат, с учетом различий в объеме гарантии.
На этапе накопления, если в договоре НПО указан вкладчик, уполномоченный на принятие решения о выплате гарантийного возмещения в другой НПФ (к примеру, работодатель участника в случае корпоративной пенсионной программы), такой вкладчик вправе в течение 50 дней со дня опубликования на официальном сайте АСВ информации о приеме заявлений о выплате гарантийного возмещения заключить новый договор НПО с новым НПФ в пользу участника и подать в АСВ заявление о выплате гарантийного возмещения в новый НПФ в качестве взноса по такому новому заключенному договору. В случае, если в договоре НПО не указан такой уполномоченный вкладчик (например, в случае индивидуального пенсионного плана), или такой вкладчик не подал в установленный срок в АСВ заявление о выплате гарантийного возмещения в качестве взноса по новому пенсионному договору, выплата гарантийного возмещения осуществляется АСВ на банковский счет участника.
На этапе выплаты пенсии предлагается установить, что выплата гарантийного возмещения в объеме, достаточном для продолжения выплаты назначенной негосударственной пенсии в пределах гарантируемого объема, осуществляется путем перечисления АСВ гарантийного возмещения в другой НПФ, определенный АСВ на конкурсной основе, без заявления участника. В случае если такой конкурс был дважды признан несостоявшимся, гарантийное возмещение будет выплачено АСВ на банковский счет участника.
Гарантийное возмещение в СГП НПО будет выплачиваться за счет фонда гарантирования НПО, администрируемого АСВ и формируемого из ежегодных гарантийных взносов НПФ. Размер гарантийного взноса каждого НПФ в фонд гарантирования НПО определяется как произведение дополнительного коэффициента НПФ, базовой ставки гарантийного взноса НПФ и расчетной базы, равной величине обязательств НПФ по договорам НПО, определенной по результатам ежегодного актуарного оценивания. Дополнительный коэффициент каждого НПФ будет определяться в диапазоне от 0,5 до 2 в зависимости от финансового положения НПФ в порядке, установленном в нормативном акте Банка России. Базовая ставка гарантийных взносов будет устанавливаться нормативным актом Банка России и по общему правилу не может превышать 0,1% от расчетной базы.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2023 года. НПФ, осуществляющие по состоянию на указанную дату деятельность по НПО будут включены в СГП НПО на основании их соответствия требованиям законодательства к деятельности НПФ.
------------------------------
1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р.
2 С 1 апреля 2022 года размер социальной пенсии по старости составляет 6 295,28 рубля.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению"
Принятие Федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению"
Принятие Федерального закона "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению" потребует внесения изменений в:
Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.