Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 132292-8 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год"
Досье на проект федерального закона
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлял исполнение бюджета в 2021 году в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 390-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон).
Особенностью исполнения бюджета Фонда в 2021 году стало продолжение введения ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, а также установлением дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения негативных последствий влияния пандемии коронавируса, что повлияло на исполнение статей доходов и расходов бюджета Фонда.
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 1 428 454,3 млн. рублей или 175,1 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом. Расходы бюджета Фонда за 2021 год составили 1 316 871,9 млн. рублей или 158 процентов к показателям, утвержденным Федеральным законом, и 85,9 процента к сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2021 год (далее - бюджетная роспись).
В целом бюджет Фонда за 2021 год исполнен с профицитом в сумме 111 582,4 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - с дефицитом в сумме 74 249,3 млн. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - с профицитом в сумме 42 002,2 млн. рублей, по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом за счет средств федерального бюджета, - с превышением поступивших межбюджетных трансфертов над произведенными расходами в сумме 143 944,9 млн. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов - в сумме 115,4 млн. рублей.
Источником финансирования дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством явились остатки средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 1 января 2021 г., а также средства резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда приведены в приложении 1 к пояснительной записке.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год" в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год" не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год" не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Доходы
Согласно финансовому отчету об исполнении бюджета Фонда за 2021 год в целом доходы бюджета Фонда сложились в сумме 1 428 454,3 млн. рублей или 175,1 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом.
Исполнение бюджета Фонда по основным статьям доходов характеризуется показателями, приведенными в приложении 2 к пояснительной записке.
Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 769 974,4 млн. рублей или 126,6 процента к показателям Федерального закона и возросли по отношению к 2020 году на 162 591,9 млн. рублей или на 26,8 процента.
В 2021 году в доход бюджета Фонда поступили страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включая недоимку, пени, штрафы в сумме 576 807,9 млн. рублей или 102,3 процента к запланированным, и увеличились по сравнению с 2020 годом на 17 250,0 млн. рублей или на 3,1 процента.
В 2021 году по статье доходов "Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" в бюджет Фонда зачислено 12,9 млн. рублей или 70,4 процента от запланированного, что больше поступлений за 2020 год на 3,3 млн. рублей. Из них поступления задолженности плательщиков по отмененному единому социальному налогу составили 3,7 млн. рублей. По данной статье доходов бюджета Фонда поступили недоимка, пени и штрафы (задолженность на 1 января 2001 г. по страховым взносам, переданная в ФНС России) в сумме 9,2 млн. рублей.
В доходы бюджета Фонда зачислены налоги на совокупный доход в сумме 0,8 млн. рублей, что на 0,6 млн. рублей меньше суммы поступлений в 2020 году.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году составили 149 046,2 млн. рублей или 100,3 процента от показателей Федерального закона. По отношению к 2020 году указанные доходы возросли на 10 425,5 млн. рублей или на 7,5 процента.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, в 2021 году составили 147 816,3 млн. рублей или 101,1 процента от запланированных. К уровню 2020 года поступления выросли на 10,3 процента или на 13 761,0 млн. рублей.
Увеличение поступлений страховых взносов обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы (сложившегося по итогам 2021 года в сумме 30 570 764 млн. рублей), на 6,2 процента к учтенному в расчетах к Федеральному закону (28 782 500 млн. рублей). В результате влияния данного фактора в доход бюджета Фонда поступили дополнительные доходы в сумме 9 047,2 млн. рублей.
Средний размер тарифа страховых взносов сложился в размере 0,50 процента, что на 0,01 процентных пункта меньше планового тарифа. В результате страховые взносы недополучены в сумме 3 032,6 млн. рублей.
Фактический коэффициент сбора страховых взносов составил 0,958, что ниже планового показателя на 0,034. Это уменьшило доходы бюджета Фонда по данной статье на 4 310,7 млн. рублей. В доход бюджета Фонда по данной статье недополучены пени и штрафы в сумме 42,8 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396 "Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховой резерв) размещался на банковских депозитах в кредитных организациях.
В 2021 году полномочия по размещению на банковских депозитах в кредитных организациях страхового резерва осуществлялись Федеральным казначейством в связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2019 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в статью 166 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации". В доход бюджета Фонда зачислены доходы от размещения страхового резерва в сумме 478,0 млн. рублей или 27,2 процента от запланированных. Неполучение доходов от размещения страхового резерва в полном объеме обусловлено направлением страхового резерва на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона.
В доходы Фонда поступили денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) в сумме 298,9 млн. рублей, что на 15,2 процента больше запланированных.
В доходах бюджета Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета Фонда учтены поступления от возврата неправомерно использованных средств в сумме 479,1 млн. рублей, включая средства федерального бюджета в сумме 130,4 млн. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 1,2 млн. рублей за прошлые годы.
В составе прочих неналоговых доходов капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 550,3 млн. рублей или 122,2 процента от предусмотренных бюджетом Фонда. Кроме того, в прочих поступлениях отражен возврат страхователям кредиторской задолженности, образовавшейся за периоды до 1 января 2021 года в результате превышения расходов на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов в сумме 72 684,9 млн. рублей, а также добровольные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 160,8 млн. рублей.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в размере 774 780,5 млн. рублей, из них:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций - в сумме 68 091,0 млн. рублей, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 95 932,4 млн. рублей, на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в целях обеспечения выплат пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 100 710,0 млн. рублей, на обеспечение сбалансированности в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в целях компенсации дополнительных расходов в связи с введением в 2020 году ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции - в сумме 68 551,3 млн. рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313) - в сумме 23 664,4 млн. рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762) - в сумме 395 457,5 млн. рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1859 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1859) - в сумме 9 049,7 млн. рублей;
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 13 324,2 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 39,3 млн. рублей.
В 2021 году из бюджета Фонда были возвращены в федеральный бюджет неиспользованные межбюджетные трансферты в сумме 8,4 млн. рублей и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства, неправомерно израсходованные учреждениями здравоохранения за прошлые периоды, в сумме 276,3 млн. рублей.
Расходы
Расходы бюджета Фонда в 2021 году составили 1 316 871,9 млн. рублей или 158 процентов к показателям Федерального закона и 85,9 процента к ассигнованиям, установленным бюджетной росписью. По сравнению с 2020 годом расходы увеличились на 26,8 процента.
Расходы на исполнение государственных функций за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в 2021 году, составили 352 439,7 млн. рублей, за счет средств, поступивших из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 13 164,4 млн. рублей.
Расходы на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств составили 926 521,3 млн. рублей. Расходы на эти цели составили 70,4 процента от всех расходов бюджета Фонда и 127,9 процента к показателям Федерального закона. По сравнению с 2020 годом расходы увеличились на 37 544,2 млн. рублей или на 4,2 процента, в основном за счет увеличения расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Исполнение бюджета Фонда по основным направлениям расходования средств характеризуется показателями, приведенными в приложении 3 к пояснительной записке.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 844 223,7 млн. рублей или 127,3 процента к показателям Федерального закона.
Расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложились в сумме 829 959,7 млн. рублей и составили 98,3 процента всех расходов по данному виду страхования, а по сравнению с 2020 годом увеличились на 3 процента.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 521 430,4 млн. рублей или 157,9 процента к показателям Федерального закона и 97,1 процента к бюджетной росписи, что на 10 659,9 млн. рублей или на 2,1 процента больше, чем в 2020 году.
Превышение плановых показателей по данному виду расходов обусловлено выплатой пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также лицам в возрасте 65 лет и старше в период нахождения на карантине в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. N 402 "Об утверждении временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше". В 2021 году было оплачено 1 879,5 тыс. листков нетрудоспособности застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше на сумму 19 189,4 млн. рублей.
На увеличение числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 185,2 млн. дней или на 58,8 процента по сравнению с запланированными оказала влияние сложившаяся эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции. Относительно предыдущего года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности уменьшилось на 418,4 тыс. дней, но увеличилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 12,50 дня в 2020 году до 12,71 дня в 2021 году.
Среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 1 042,56 рубля, что ниже запланированного на 0,6 процента или на 5,97 рубля, что свидетельствует о снижении доли получателей пособий с более высокой заработной платой, используемой для исчисления пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособий по материнству в 2021 году составили 308 774,5 млн. рублей или 97,1 процента к показателям Федерального закона и 97,7 процента к бюджетной росписи.
На исполнение расходов на выплату данных пособий повлияло снижение рождаемости в Российской Федерации (по предварительным данным Росстата, рождаемость в Российской Федерации в 2021 году ниже на 10,0 тыс. человек или на 0,7 процента по отношению к прогнозному показателю, учтенному при расчете к Федеральному закону).
По отношению к 2020 году расходы на выплату указанных пособий в 2021 году увеличились на 14 468,6 млн. рублей или на 4,9 процента, что обусловлено индексацией пособий на 1,049 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73), а также осуществлением выплаты с 1 сентября 2021 года пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет в части, превышающей размер указанного пособия, определяемый в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ).
На выплату пособий по беременности и родам расходы составили 123 404,4 млн. рублей или 94,8 процента к показателям Федерального закона и 96,9 процента к бюджетной росписи.
Невыполнение плановых показателей по данному виду пособия обусловлено сокращением числа оплаченных дней по беременности и родам по сравнению с запланированным на 2,94 млн. дней или на 2,5 процента в связи со снижением рождаемости в Российской Федерации, и на 2,93 млн. дней по сравнению с 2020 годом.
Средний размер дневного пособия по беременности и родам составил 1 067,24 рубля, что больше на 6,9 процента, чем в 2020 году.
Расходы на выплату пособий при рождении ребенка в 2021 году составили 19 263,4 млн. рублей или 97,2 процента к показателям Федерального закона и 97,1 процента к бюджетной росписи.
По сравнению с 2020 годом расходы на выплату указанного пособия увеличились на 669,7 млн. рублей или на 3,6 процента.
Сократилось по сравнению с расчетными показателями к Федеральному закону число выплат при рождении ребенка на 25,1 тыс. выплат, средний размер пособия уменьшился на 45,40 рубля и составил 20 448,99 рубля.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 164 742,2 млн. рублей или 98,3 процента к показателям Федерального закона и к бюджетной росписи. По сравнению с 2020 годом расходы увеличились на 7 882,6 млн. рублей или на 5 процентов.
Средний размер данного пособия по отношению к 2020 году вырос на 1 053,68 рубля или на 9,1 процента, и составил 12 671,36 рубля.
Количество выплаченных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составило 13,0 млн. пособий. Правом на получение этого вида пособия воспользовались около 1,8 млн. граждан, что на 8,6 процента меньше по сравнению с 2020 годом.
Расходы на единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, составили 434,8 млн. рублей или 85,6 процента к показателям Федерального закона и к бюджетной росписи. Снижение расходов по данным выплатам произошло за счет сокращения числа выплат на 14,4 процента и уменьшения среднего размера выплаты на 0,1 процента или на 0,76 рубля. По сравнению с 2020 годом средний размер выплаты увеличился на 4,5 процента или на 33,32 рубля и составил 767,78 рубля. В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ с 1 июля 2021 года данный вид пособия не относится к видам страхового обеспечения, выплачиваемого Фондом.
Показатели расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством приведены в приложении 4 к пояснительной записке.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 107 044,0 млн. рублей, что на 3,8 процента ниже утвержденных Федеральным законом, по отношению к 2020 году расходы возросли на 3,5 процента.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 2 696,6 млн. рублей, что на 17,3 процента меньше предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью, но на 3,5 процента больше, чем в 2020 году.
Снижение указанных расходов связано с уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 464,7 тыс. дней или на 17,7 процента.
Средний размер дневного пособия составил 1 250,03 рубля, что на 0,5 процента больше по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
В 2021 году выплачено 10,4 тыс. единовременных страховых выплат на сумму 2 730,6 млн. рублей или 130,2 процента от предусмотренных Федеральным законом и 96,3 процента бюджетной росписью, что на 27,7 процента больше, чем в 2020 году.
Увеличение указанных расходов, относительно предусмотренных Федеральным законом обусловлено увеличением количества единовременных выплат на 64 выплаты или на 0,6 процента по отношению к плановым показателям, а также увеличением среднего размера выплаты на 29,4 процента или на 59 562,23 рублей, в основном в связи с выплатами отдельным категориям медицинских работников при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Средний размер единовременной выплаты за 2021 год составил 261 952,67 рубля, что больше на 97 590,28 рубля по отношению к 2020 году.
Число ежемесячных страховых выплат составило 5,1 млн. выплат на сумму 61 816,5 млн. рублей или 96,5 процента к показателям Федерального закона и 97,6 процента к бюджетной росписи. Снижение указанных расходов сложилось за счет уменьшения на 86,5 тыс. числа выплат или на 1,7 процента по сравнению с плановыми показателями.
Средний размер степени утраты профессиональной трудоспособности в 2021 году составил 39 процентов, что ниже на 1,2 процентных пункта, чем в 2020 году (40,2 процента).
Ежегодно в рамках реализации статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" проводится индексация размеров ежемесячных страховых выплат.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 73 ежемесячные страховые выплаты были проиндексированы 410,4 тыс. получателей в 1,049 раза.
Показатели расходов по пособиям и выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приведены в приложении 5 к пояснительной записке.
В 2021 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний (далее - лица, пострадавшие на производстве), обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 23 520,4 млн. рублей или 95,4 процента от предусмотренных показателями Федерального закона и бюджетной росписи, и увеличились на 1,4 процента по сравнению с 2020 годом.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших на производстве, составили 6 329,6 млн. рублей или 84,8 процента от предусмотренных показателями Федерального закона и 90,4 процента бюджетной росписи, что на 3,2 процента больше, чем в 2020 году.
На медицинскую помощь застрахованным лицам непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве в 2021 году израсходовано 634,2 млн. рублей, что на 5,4 процента больше средств, израсходованных на эти цели в 2020 году. Медицинской помощью в 2021 году охвачено 87,2 процента лиц, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев на производстве, что на 2,4 процентных пункта меньше, чем в 2020 году. В результате оплаты расходов на медицинскую помощь за счет средств по данному виду страхования восстановили трудоспособность и возвратились к трудовой деятельности без установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности более 50 процентов от общего числа лиц, завершивших лечение.
В 2021 году для осуществления медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве, предусмотренные средства направлены на:
обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и их ремонт в сумме 2 179,1 млн. рублей для 37,9 тыс. получателей. По сравнению с 2020 годом произошло уменьшение расходов на 1,3 процента;
осуществление санаторно-курортного лечения в сумме 1 192,7 млн. рублей для 23,1 тыс. получателей, в том числе 478 получателей с последствиями травм спинного мозга и передвигающихся с помощью колясок и 766 сопровождающих лиц. По сравнению с 2020 годом произошло увеличение расходов на 0,3 процента и уменьшение получателей на 11,4 процента;
оплату лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий в сумме 1 015,7 млн. рублей для 91,5 тыс. получателей. По сравнению с 2020 годом произошло уменьшение расходов на 3,3 процента;
профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в сумме 2,5 млн. рублей для 54 получателей. По сравнению с 2020 годом произошло увеличение расходов на 1,2 процента;
обеспечение транспортными средствами (автомобилями необходимой модификации) в сумме 422,1 млн. рублей для 736 получателей. По сравнению с 2020 годом произошло уменьшение расходов на 5,4 процента, получателей на 16,7 процента.
Неполное освоение бюджетных ассигнований, предусмотренных на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших на производстве связано с уменьшением расходов: на обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в связи со снижением начальной максимальной цены контракта в результате конкурсных процедур на поставку и изготовление технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий; на обеспечение транспортными средствами необходимой модификации; на ремонт транспортных средств и приобретение горюче-смазочных материалов, что обусловлено снижением количества застрахованных лиц, обращающихся за обеспечением и компенсацией расходов на ремонт и приобретение горюче-смазочных материалов и недопоставкой автомобилей акционерным обществом "АВТОВАЗ", вызванной дефицитом электронных автомобильных компонентов.
Кроме этого, происходило расторжение государственных контрактов по причинам отказов от обеспечения техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, отказов от получения санаторно-курортного лечения в связи с медицинскими противопоказаниями, либо досрочных выездов по состоянию здоровья пострадавших, а также в связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
На обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с учетом реализации пилотного проекта по организации межведомственного взаимодействия в целях предупреждения профессиональных заболеваний и создания системы мониторинга состояния здоровья работников (далее - пилотный проект) в 2021 году было израсходовано 17 190,8 млн. рублей или 100,1 процента от предусмотренных показателями Федерального закона и 97,4 процента бюджетной росписи.
На обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (без учета реализации пилотного проекта) расходы составили 17 175,8 млн. рублей, в том числе:
для более 2 906 тыс. застрахованных приобретены средства индивидуальной защиты на сумму 5 892,5 млн. рублей (34,3 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 1 780 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошли обязательные периодические медицинские осмотры, расходы на которые составили 3 981,4 млн. рублей (23,2 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 53 тыс. работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, получили санаторно-курортное лечение на сумму 2 554,9 млн. рублей (или 14,9 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 42 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которым рекомендовано санаторно-курортное лечение в соответствии с заключительными актами по результатам периодических медицинских осмотров, получили его на сумму 1 930, 9 млн. рублей (11,2 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
проведена специальная оценка условий труда на более 1 210 тыс. рабочих местах на сумму 1 049,0 млн. рублей (6,1 процента от общей суммы использованных страхователями средств).
В целях сохранения здоровья работающих граждан, а также предупреждения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2021 году перечень предупредительных мер был расширен мероприятиями по приобретению средств профилактики и защиты от коронавирусной инфекции (COVID-19) для всех работников предприятий и обеспечения безопасности для всех работников, независимо от условий труда на их рабочих местах, а также проведению лабораторного обследования работников на COVID-19. На указанные цели направлено 1 068,1 млн. рублей (6,2 процента от общей суммы использованных страхователями средств).
Кроме того, частью 2 статьи 5 Федерального закона на реализацию пилотного проекта в 2021 году предусмотрены расходы в объеме 18,5 млн. рублей, которые включены в состав общих расходов на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В целях реализации Федерального закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. N 401 "О реализации пилотного проекта по организации межведомственного взаимодействия в целях предупреждения профессиональных заболеваний и создания системы мониторинга состояния здоровья работников".
Сумма расходов на реализацию пилотного проекта в 2021 году составила 15,0 млн. рублей или 80,7 процента от предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона.
Возмещение страхователям произведенных расходов производилось Фондом на основании отчетов страхователей о реализации мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, а также документов, подтверждающих произведенные расходы. Финансовое обеспечение в рамках реализации пилотного проекта было направлено на следующие виды расходов:
на оплату дополнительного отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации), предоставленного работникам на период проведения профилактики профессиональных заболеваний, с учетом времени на проезд к месту ее проведения и обратно возмещено 10,0 млн. рублей или 66,8 процента от общего числа расходов;
на осуществление мероприятий, направленных на профилактику профессиональных заболеваний работников, проводимых в Федеральных бюджетных учреждениях Центрах реабилитации Фонда (далее - Центры реабилитации Фонда), возмещено 4,7 млн. рублей или 31,2 процента;
на проезд работников к месту проведения профилактики профессиональных заболеваний и обратно возмещено 0,2 млн. рублей или 1,4 процента;
на возмещение расходов работодателей на проведение медицинскими организациями медицинских осмотров работников по результатам проведенной профилактики профессиональных заболеваний направлено 88,2 тыс. рублей или 0,6 процента.
В соответствии с Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1548 "Об утверждении Правил предоставления из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным государственным учреждениям, в отношении которых Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" было выделено 3 342,5 млн. рублей в целях оказания свыше 55 тыс. лиц, пострадавших на производстве, услуг по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению на базе Центров реабилитации Фонда, что составило 84,6 процента от предусмотренных показателями Федерального закона и бюджетной росписи. Перечисление не в полном объеме средств на выполнение государственного задания Центрам реабилитации Фонда обусловлено санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Российской Федерации.
В 2021 году до Центров реабилитации Фонда были доведены государственные задания на оказание лицам, пострадавшим на производстве, указанных услуг в общем объеме: по медицинской реабилитации - 887 человек, санаторно-курортному лечению - 1 156,1 тыс. койко-дней.
Выполнение Центрами реабилитации Фонда государственного задания с учетом норм пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" составило 1 109,3 тыс. койко-дня по санаторном-курортному лечению (или 96 процентов) и 844 человека по медицинской реабилитации (или 95,2 процента) на общую сумму 3 342,2 млн. рублей или 99,99 процента.
Фактически государственные задания Центрами реабилитации Фонда исполнены в общем объеме: по медицинской реабилитации 818 человек, по санаторно-курортному лечению 1 082,5 тыс. койко-дней. Неиспользованный остаток денежных средств государственного задания в сумме 358,9 тыс. рублей возвращен в бюджет Фонда.
На выполнение государственного задания по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации было перечислено 7,3 млн. рублей или 88,9 процента предусмотренных показателями Федерального закона и бюджетной росписи. Неполное перечисление субсидии на выполнение государственного задания связано с введением ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции. Фактически обучено 1 312 человек (36 664 человеко-часов).
В 2021 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, были предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 32 298,9 млн. рублей, на административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - в сумме 1 000,1 млн. рублей. Кроме этого, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 1413-р и дополнительным соглашением от 4 июня 2021 г. N 1 к Соглашению на 2021 год между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Фондом о представлении в 2021 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, было дополнительно выделено 9 580,8 млн. рублей, что позволило снять социальную напряженность среди получателей государственной услуги.
Фактические расходы составили 41 229,7 млн. рублей или 97,4 процента к бюджетной росписи, с учетом остатка средств, не использованных в 2020 году, в сумме 453,2 млн. рублей. Административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составили 977,7 млн. рублей или 97,8 процента к бюджетной росписи.
Остаток средств по состоянию на 1 января 2022 г., образовавшийся в результате неполного использования федеральных средств, в сумме 1 126,8 млн. рублей, связан с отказами инвалидов от получения технических средств реабилитации в рамках действующих контрактов, с неисполнением поставщиками своих обязательств, а также с введением ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 393-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральный закон N 393-ФЗ) остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования Фондом межбюджетных трансфертов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, будет использован Фондом на указанные цели в 2022 году, в том числе на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2021 году.
В 2021 году было принято заявок на 467,3 млн. единиц технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия, выдано 465,6 млн. единиц (99,6 процента), что позволило обеспечить в полном объеме 1 022,0 тыс. человек, не в полном объеме (частично) 79,8 тыс. человек (при общем количестве обратившихся инвалидов 1 158,8 тыс. человек), с учетом переходящих заявок 2020 года. Обеспеченность инвалидов в 2021 году составила 95,1 процента, что выше аналогичного показателя 2020 года на 5,5 процентных пункта (89,6 процента).
Переходящая задолженность по состоянию на 1 января 2022 г. составила 5 186,7 млн. рублей и сформировалась в основном за счет заявок инвалидов, поданных в ноябре и декабре 2021 года, обеспечение которых, в связи с длительностью проведения закупочных процедур в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в 2021 году не представлялось возможным. Задолженность образовалась также в связи с неисполнением поставщиками своих обязательств в рамках заключенных государственных контрактов и в связи с отказами инвалидов от получения технических средств реабилитации.
Основные показатели по расходованию средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, приведены в таблице:
Показатели |
2020 год |
2021 год |
Отклонение к 2020 году |
|||||
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
|
Количество заявок (млн. шт. изделий) |
415 |
410 |
98,8 |
467,3 |
465,6 |
99,6 |
52,3 |
55,6 |
Показатели |
2020 год |
2021 год |
Отклонение к 2020 году |
|||||
уточненная роспись расходов |
исполнено |
% |
уточненная роспись расходов |
исполнено |
% |
"+"; "-" |
% |
|
Сумма (млн. рублей) |
32 586,4 |
32 163,9 |
98,7 |
42 333,0 |
41 229,7 |
97,4 |
9 065,8 |
128,2 |
В 2021 году бюджетной росписью предусмотрено ассигнований на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в сумме 7 018,7 млн. рублей, включая остаток средств, не использованных в 2020 году, в сумме 1 351,2 млн. рублей. Фактические расходы составили 6 219,0 млн. рублей или 88,6 процента к бюджетной росписи.
Остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования утвержденных ассигнований на обеспечение санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и обратно отдельных категорий граждан в 2021 году, составил 816,3 млн. рублей, который будет использован Фондом на указанные цели в 2022 году в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона N 393-ФЗ.
Основной причиной неполного использования утвержденных бюджетных ассигнований на обеспечение санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и обратно отдельных категорий граждан в 2021 году является введение на территории Российской Федерации ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции.
В субъектах Российской Федерации в связи с ростом распространения новой коронавирусной инфекции, вводились ограничительные меры на передвижение граждан старше 65 лет, приостанавливалась работа медицинских организаций по оформлению медицинских справок и санаторно-курортных карт, необходимых для прохождения санаторно-курортного лечения, в санаторно-курортных организациях вводились карантинные мероприятия, что сопровождалось возвратом ранее полученных путевок в территориальные органы Фонда, а также досрочными выездами граждан из санаторно-курортных учреждений.
Причинами образования остатка по проезду граждан льготной категории к месту лечения и обратно являются неиспользование гражданами именных направлений (талонов) на проезд к месту лечения и обратно, уменьшение количества граждан, направляемых на лечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также за счет большего числа детей, имеющих право на покупку льготных авиабилетов.
Всего в 2021 году выдано 186,6 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что на 50,4 тыс. путевок больше, чем в 2020 году.
В целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 Фонд в 2021 году продолжал исполнять обязанность по предоставлению дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников в виде единовременной страховой выплаты за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Фонда из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В 2021 году на указанные цели предусмотрено 29 312,2 млн. рублей, из них за счет средств Правительства Российской Федерации - 23 664,4 млн. рублей, за счет остатков - 5 647,9 млн. рублей.
Фактически единовременные страховые выплаты произведены по 308 181 случаю заболевания (смерти), сумма расходов составила 23 434,6 млн. рублей.
Фондом произведены единовременные страховые выплаты по: 817 случаям в связи со смертью медицинских работников, сумма расходов - 2 255,9 млн. рублей; 307 331 случаю причинения вреда здоровью медицинским работникам, повлекшим за собой временную нетрудоспособность, но не приведшим к инвалидности, сумма расходов - 21 147, 9 млн. рублей; 33 случаям установления стойкой утраты медицинским работникам трудоспособности, сумма расходов - 30,8 млн. рублей. Остаток средств, образовавшийся по состоянию на 1 января 2022 г., в результате неполного использования Фондом в 2021 году межбюджетных трансфертов в сумме 5 877,7 млн. рублей будет направлен в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 5 Федерального закона N 393-ФЗ в 2022 году на те же цели.
В 2021 году Фонд продолжил осуществлять социальные выплаты, которые носят характер государственной социальной поддержки, медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 и работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании социальных услуг, обеспечивающим их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1859.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. N 346-р, от 29 апреля 2021 г. N 1125-р, от 10 августа 2021 г. N 2204-р, от 15 октября 2021 г. N 2901-р, от 17 декабря 2021 г. N 3660-р, от 28 декабря 2021 г. N 3893-р Фонду были выделены межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в сумме 395 457,5 млн. рублей. Фактически произведено 11 899,5 тыс. выплат на сумму 265 163,2 млн. рублей или 67,1 процента от поступивших средств.
Остаток неиспользованных средств в сумме 164 355,7 млн. рублей будет направлен Фондом в 2022 году на те же цели в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 5 Федерального закона N 393-ФЗ.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 101-р, от 28 декабря 2021 г. N 3892-р о выделении в 2021 году бюджетных ассигнований для представления межбюджетного трансферта бюджету Фонда на осуществление специальной социальной выплаты работникам организаций социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, Фонду были выделены средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 9 049,7 млн. рублей.
Фактически произведено 418,1 тыс. выплат на сумму 8 623,8 млн. рублей. Остаток средств, образовавшийся по состоянию на 1 января 2022 г., в результате неполного использования Фондом в 2021 году межбюджетных трансфертов в сумме 1 239,0 млн. рублей будет направлен Фондом в 2022 году на те же цели в соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 5 Федерального закона N 393-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Фонд в 2021 году продолжал осуществлять функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованию граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. В 2021 году Фонду были выделены межбюджетные трансферты в сумме 74,1 млн. рублей. Фактически выплачено капитализированных повременных платежей 219 получателям на сумму 61,0 млн. рублей или 82,3 процента. Неполное освоение средств связано с тем, что сумма расходов на выплату капитализированных повременных платежей была запланирована на 2021 год исходя из фактических расходов Министерства финансов Российской Федерации за предыдущий период по исполнению судебных актов по выплате капитализированных повременных платежей, находившихся у него на исполнении, а Фонд в 2021 году осуществлял функции по выплате капитализированных повременных платежей исходя из фактически поступивших документов, подтверждающих право граждан на получение капитализированных повременных платежей, в том числе исполнительных листов и иных документов от Министерства финансов Российской Федерации, необходимых для исполнения Фондом судебных актов, после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду.
Остаток средств, образовавшийся в результате не полного использования установленных ассигнований по выплате капитализированных повременных платежей в 2021 году, в сумме 75,4 млн. рублей будет направлен Фондом в 2022 году на те же цели в соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 5 Федерального закона N 393-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362) на Фонд возложены полномочия по предоставлению субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан. На предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан бюджету Фонда из федерального бюджета перечислены средства в сумме 12 146,5 млн. рублей.
В рамках основного мероприятия "Реализация мероприятий активной политики занятости населения, включая мероприятия по развитию трудовой мобильности" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" фактические расходы в 2021 году на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан составили 847,4 млн. рублей или 7,0 процента от утвержденных бюджетных ассигнований. При этом, 7 620 работодателям осуществлено 19,5 тыс. выплат за трудоустройство безработных граждан.
Низкое исполнение статьи расходов на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на стимулирование найма безработных граждан обусловлено началом реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 после его официального опубликования 25 марта 2021 года в "Российской газете" N 63 и осуществлением расходов на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на стимулирование найма безработных граждан с 10 мая 2021 года. Кроме того, повлияли невысокие показатели по количеству работодателей - участников госпрограммы по субсидированию найма и по количеству трудоустройств безработных граждан в 2021 году по следующим причинам:
наличие у работодателей задолженности по уплате налогов, страховых взносов и сборов;
низкая квалификация работников;
нецелесообразность заключения трудовых договоров в период выполнения сезонных работ.
Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, и отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов составили 196,2 млн. рублей или 98,8 процента к бюджетной росписи. Недовыполнение объясняется уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий.
Фондом в 2021 году осуществлялась деятельность, связанная с выполнением государственных функций по реализации демографической политики государства, направленной на поддержку граждан, имеющих детей.
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами составили 4 752,7 млн. рублей или 76,1 процента к показателям Федерального закона и 76,8 процента к бюджетной росписи, к 2020 году увеличение составило 8,4 млн. рублей или 0,2 процента. Неисполнение плановых показателей по данной статье бюджета обусловлено уменьшением числа оплаченных дней на 472,6 тыс. дней.
В 2021 году Фонд осуществлял выплату пособий по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 8 лет в части, превышающей размер указанного пособия, определяемый в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. N 1887-р Фонду были выделены средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 930,0 млн. рублей. Фактические расходы составили 929,7 млн. рублей или 100 процентов к бюджетной росписи. Было выплачено 562 тыс. пособий 549 тыс. граждан.
Расходы на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанных этими организациями женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, и по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни составили 13 164,4 млн. рублей или 98,8 процента к показателям Федерального закона и 90 процентов к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью. Кроме того, Фондом осуществлялась в 2021 году оплата услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов на сумму 5,1 млн. рублей. Фондом оплачены услуги по оказанию медицинской помощи в 2021 году медицинскими учреждениями:
на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности - 1 202,0 тыс. женщин, в том числе получили услуги по правовой, психологической и медико-социальной помощи - 495,4 тыс. женщин;
в период родов и в послеродовой период - 1 273,0 тыс. женщин;
проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни - 1 397,3 тыс. услуг.
Низкое исполнение указанной статьи расходов по сравнению с запланированными показателями в 2021 году объясняется снижением рождаемости в отчетном периоде. По предварительным сведениям Росстата фактическая рождаемость в Российской Федерации в 2021 году снизилась на 0,7 процента и составила 1 402,8 тыс. человек вместо прогнозируемой 1 412,8 тыс. человек. Кроме того, на период введения ограничительных мероприятий, связанных с эпидемиологической ситуацией в связи с новой коронавирусной инфекцией в Российской Федерации, прием беременных женщин и осуществление диспансерного наблюдения новорожденных в течении первого года жизни был максимально ограничен.
Остатки средств в сумме 1 453,3 млн. рублей, образовавшиеся на 1 января 2022 г. в результате неполного использования Фондом в 2021 году указанных бюджетных ассигнований, будут использованы Фондом в 2022 году на те же цели в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 Федерального закона N 393-ФЗ.
Показатели использования межбюджетных трансфертов на выплаты, финансируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, приведены в приложениях 6 и 7 к пояснительной записке.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в 2021 году составили 25 090,1 млн. рублей или 98,1 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, что составляет 1,9 процента в общем объеме расходов.
Расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности составили 366,4 млн. рублей или 100,6 процента от предусмотренных Федеральным законом и 75,2 процента от предусмотренных бюджетной росписью.
Из них бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности составили 26,0 млн. рублей или 110 процентов от предусмотренных Федеральным законом и 17,7 процента от предусмотренных бюджетной росписью.
Основная причина низкого освоения бюджетных инвестиций - отказ подрядчиков исполнять обязательства по контрактам на выполнение строительно-монтажных работ по причине резкого и значительного роста стоимости строительных материалов, что в свою очередь привело к расторжению контрактов по двум объектам: строительство административного здания Ленинградского регионального отделения Фонда, реконструкция административного здания Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1495 "Об утверждении Правил предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации" в 2021 году были выделены и в полном объеме перечислены Центрам реабилитации Фонда субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в сумме 340,4 млн. рублей. Фактически Центрами реабилитации Фонда освоено 128,0 млн. рублей или 16,6 процента от плана с учетом остатка субсидий в сумме 429,9 млн. рублей, не использованных в 2020 году.
Причиной низкого освоения предоставленных субсидий явилось нарушение сроков выполнения проектных и строительных работ со стороны подрядных организаций практически по всем исполнявшимся контрактам, расторжение контракта подрядчиком на строительство теплого перехода Центра реабилитации Фонда "Вятские Увалы", а также длительные сроки проведения государственной экспертизы внесенных изменений в проектную документацию по реконструкции системы теплоснабжения Центра реабилитации Фонда "Тинаки".
В целях повышения эффективности использования средств бюджета Фонда постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2021 г. N 892 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу пунктов 13 и 14 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1948" внесены изменения в Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 421 "Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации" и в Правила принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1494 "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации".
Согласно указанным изменениям, начиная с 2022 года, решения о бюджетных инвестициях и о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений принимаются при наличии утвержденной проектной документации и определенной в соответствии с ней сметной стоимости объекта. В случае отсутствия такой документации, установлена возможность принятия решений о выделении бюджетных ассигнований и о представлении субсидии только на разработку проектной документации.
По итогам 2021 года по Центрам реабилитации Фонда - получателям субсидий в соответствии с постановлением Фонда от 20 января 2022 г. N 1 "О подтверждении наличия потребности в использовании остатков неиспользованных субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации" было принято решение о подтверждении потребности в использовании в 2022 году остатков субсидий, не использованных по состоянию на 1 января 2022 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 1580 "Об утверждении Правил определения объема и условий предоставления из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации субсидий на иные цели федеральным государственным учреждениям, в отношении которых Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" была выделена субсидия в сумме 302,3 млн. рублей или 95,7 процента от предусмотренной бюджетной росписью. Неполное перечисление субсидий Центрам реабилитации Фонда связано с непредставлением или поздним представлением ими документов, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта, отсутствием участников при проведении закупочных процедур по причине резкого и значительного роста стоимости строительных материалов, снижением начальной максимальной цены контрактов при проведении закупочных процедур, нарушением сроков выполнения строительных работ со стороны подрядных организаций, а также несвоевременным представлением обосновывающих документов на приобретение основных средств.
По подразделу "Другие вопросы в области социальной политики", включающему расходы на изготовление бланочной продукции, информационно-разъяснительную деятельность, прочие текущие расходы составили 1 189,2 млн. рублей или 94,9 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью. Экономия средств сформировалась в основном за счет снижения потребности региональных отделений Фонда в печати бланочной продукции в связи с переходом на использование электронных листков нетрудоспособности, а также оптимизации расходов по исполнению судебных актов и уплате налогов, сборов и платежей.
Фонд в 2021 году в полном объеме обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по обязательному социальному страхованию и делегированных Фонду государственных функций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.