Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 мая 2022 г. N 3.1-06/1587
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности"
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 113573-8) был внесен в Государственную Думу 25 апреля 2022 года Президентом Российской Федерации.
Федеральный закон ратифицирует Соглашение между государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ, Стороны) по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов ОДКБ, подписанное в городе Душанбе 16 сентября 2021 года (далее - Соглашение).
Соглашение направлено на создание механизма сотрудничества компетентных органов Сторон по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов ОДКБ.
Соглашение определяет состав компетентных органов Сторон, место их дислокации, их права, обязанности, а также порядок осуществления их взаимодействия по выполнению условий Соглашения.
Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой Стороны, вытекающих для нее из других международных договоров, участницей которых она является.
Соглашением определяется, какие преступления и иные правонарушения подпадают под юрисдикцию направляющей Стороны. Устанавливается, что каждая из Сторон обязуется осуществлять в соответствии со своим национальным законодательством уголовное преследование лиц, входящих в состав ее формирований и подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений против другой Стороны. Соглашением также определены вопросы обеспечения содержания лиц, находящихся под стражей, их этапирование и конвоирование в пределах территории принимающей Стороны.
Соглашением предусмотрена возможность передачи юрисдикции от направляющей Стороны к принимающей Стороне по соответствующему запросу. В этом случае дальнейшее производство по делу осуществляется в соответствии с законодательством принявшей Стороны. Вместе с переданным уголовным делом передаются задержанные подозреваемые (обвиняемые), а также собранные по делу доказательства.
В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации Соглашением предусмотрена специальная оговорка, согласно которой просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности Стороны, либо противоречит ее национальному законодательству.
Соглашение действует в течение действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.