Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 мая 2022 г. N 5.1-01/1135
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности",
принятому Государственной Думой 17 мая 2022 года
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 25 апреля 2022 года (N 113573-8).
Ратифицируемое Соглашение, подписанное главами государств-членов ОДКБ в городе Душанбе 16 сентября 2021 года на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, направлено на формирование правового механизма сотрудничества компетентных органов Сторон Соглашения по вопросам осуществления юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ (далее - формирования) на территориях государств-членов ОЦКБ Заключение международного договора по указанным вопросам предусмотрено статьей 15 Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ от 10 декабря 2010 года.
В соответствии с Соглашением Стороны осуществляют сотрудничество через свои компетентные органы, к которым, в частности, относятся органы военного управления, командиры воинских частей, суды, органы прокуратуры, предварительного следствия (уголовного преследования), внутренних дел (полиции), органы безопасности и специальные службы. Компетентные органы направляющей Стороны размещаются и осуществляют свою деятельность в месте дислокации - части территории принимающей Стороны, на которой временно размещаются формирования направляющей Стороны, а также недвижимое имущество (объекты недвижимости), выделенное принимающей Стороной. Сфера применения Соглашения не распространяется на вопросы выдачи, а также оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам, которые регулируются иными международными договорами, действующими между Сторонами (статьи 1, 2).
Положениями Соглашения определены основания для установления юрисдикции компетентными органами Сторон в отношении преступлений и иных правонарушений (статья 5); закреплено обязательство каждой из Сторон осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование лиц, входящих в состав ее формирований, которые подозреваются (обвиняются) в совершении преступлений против другой Стороны (Сторон), ее (их) граждан и юридических лиц (статья 6); определены форма взаимодействия компетентных органов Сторон (статья 7) и порядок осуществления уголовного преследования совместными следственно-оперативными группами Сторон (статьи 8, 9).
Согласно статье 12 Соглашения каждая Сторона самостоятельно в соответствии со своим законодательством несет затраты, возникающие при осуществлении своей юрисдикции по уголовному делу и оказании правовой помощи на основании Соглашения.
Соглашением (статьи 14, 15, 17) предусмотрено, что дела, подпадающие под юрисдикцию направляющей Стороны, могут рассматриваться ее компетентными органами в местах дислокации; компетентные органы принимающей Стороны обеспечивают по судебным решениям и постановлениям компетентных органов направляющей Стороны содержание лиц, находящихся под стражей, их этапирование и конвоирование на территории принимающей Стороны; компетентные органы принимающей Стороны сообщают командованию формирования направляющей Стороны об административных правонарушениях, совершенных лицами, входящими в состав формирований, для административного преследования этих лиц.
В статье 18 Соглашения уточняется, что оказание правовой помощи по вопросам, не урегулированным им, осуществляется в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года либо Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года в зависимости от того, сторонами какой из указанных конвенций являются заинтересованные Стороны.
Соглашение (статья 21) вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу, и остается в силе в течение действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.
По статье 16 Соглашения (первое предложение абзаца 1) обращаем внимание, что в словах "законодательством направляющей стороны" в слове "стороны" первая буква должна быть прописной ("направляющей Стороны").
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся возможности экстерриториального осуществления Сторонами Соглашения уголовной и административной юрисдикции, содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, а также поскольку им затрагиваются вопросы обеспечения международного мира и безопасности.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 1 июня 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя
Аппарата Совета Федерации -
начальник Правового управления Е.Ю. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.