Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 24 мая 2022 г. N 3.6-04/2070@
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Комитет Совета Федерации по экономической политике (далее - комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 мая 2022 года (проект N 93395-8 внесен сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко и Л.С. Гумеровой), и отмечает следующее.
Федеральным законом уточняются некоторые положения статей 1483, 1488, 1489, 1499, 1519 и 1537 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части оснований регистрации или отказа в государственной регистрации товарных знаков, использования исключительного права на товарный знак и уточнения ответственности за незаконное использование географического указания и наименования места происхождения товара.
В частности Федеральным законом дополняется действующая норма невозможностью регистрации в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой или содержащего элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара (пункт 3 статьи 1483 ГК РФ).
В отношении однородных товаров Федеральным законом предусматривается запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих географическое указание или наименование места происхождения товара, охраняемых в соответствии с ГК РФ, а также обозначений, заявленных на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака. В отношении неоднородных товаров регистрация товарного знака может допускаться, если использование этого товарного знака в отношении указанных товаров не будет ассоциироваться у потребителей с географическим указанием или наименованием места происхождения товара и не может ущемить законные интересы правообладателя исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара (пункт 7 статьи 1483 ГК РФ).
Для уже зарегистрированных товарных знаков, в отношении которых правообладателем предполагается распоряжение правом путем отчуждения исключительного права на товарный знак или предоставления права его использования, предлагаются изменения и дополнения в статьи 1488 и 1489 ГК РФ. Данные изменения и дополнения корреспондируют указанным изменениям в пункты 3 и 7 статьи 1483 ГК РФ.
Федеральным законом уточняется, что незаконным использованием географического указания признается использование для любых товаров обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего зарегистрированное географическое указание, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара (подпункт 3 пункта 3 статьи 1519 ГК РФ).
Реализация норм Федерального закона обеспечит гармонизацию положений законодательства Российской Федерации и международных договоров, участницей которых является Российская Федерация, в области защиты интеллектуальной собственности, включая Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, а также будет способствовать повышению уровня правовой защиты соответствующих правообладателей.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.