Пояснительная записка
по вопросу о ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения
Досье на проект федерального закона
В целях создания договорно - правовой базы российско-таджикистанского сотрудничества в области пенсионного обеспечения в городе Душанбе 15 сентября 2021 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор).
Договор основан на пропорциональном принципе и предусматривает распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Республики Таджикистан, а также членов их семей. В предмет Договора входят все виды страховых пенсий, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии (назначаются и выплачиваются при условии проживания граждан на территории Российской Федерации), социальное пособие на погребение (выплачивает та Договаривающаяся Сторона, на территории которой осуществлено погребение).
В случае переезда застрахованного лица на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенной пенсии по его выбору будет продолжать осуществляться Договаривающейся Стороной, ее назначившей, либо на территории этой Договаривающейся Стороны, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны.
Порядок обращения за назначением пенсии и порядок выплаты пенсии будут определены административным соглашением по применению Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
Договор содержит иные правила (положения статьи 9 и статьи 11 Договора), чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это, в частности, относится к порядку определения права на страховую пенсию, исчисления размера страховой пенсии и выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статьи 15 - 17), а также установления социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (статья 12.1).
Так, в Российской Федерации при определении права на страховую пенсию по старости в случае суммирования страхового стажа величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
В случае если согласно законодательству Российской Федерации право на страховую пенсию по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, в соответствии с Договором будет применяться величина индивидуального пенсионного коэффициента равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан (в том числе Таджикской Советской Социалистической Республики), а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании).
Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, будет устанавливаться пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан продолжает действовать Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение 1992 г.), основанное на принципе "территориальности", когда назначение и выплату пенсии осуществляет государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, и которое с вступлением в силу Договора согласно положениям пункта 3 статьи 21 Договора прекратит свое действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 20 Договора пенсии, установленные до вступления в силу Договора, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации, а также в случае переезда застрахованного лица, пенсия которому назначена на основании Соглашения 1992 г., на постоянное место жительства с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны либо в третье государство.
С учетом этого, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Договор подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Проект федерального закона о ратификации Договора не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и его реализация не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. При этом, в указанном проекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Численность граждан Республики Таджикистан, которые достигнут пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации в период 2022 - 2024 годов, составит в 2022 и 2023 годах - 3 932 человека, в 2024 году - 8 241 человек. Средний размер страховой пенсии по старости на начало 2022 года составит 6 902,82 рубля, 2023 года - 7 697,48 рублей, 2024 года - 8 567,78 рублей.
Путем заключения международного договора в области пенсионного обеспечения возможно предоставить гражданам, работающим как в Российской Федерации, так и за ее пределами, возможность реализовать свое право на пенсионное обеспечение и при необходимости суммировать периоды работы на территории двух государств для определения права на страховую пенсию по старости. При этом Российская Федерация руководствуется принципами паритетности и равноправия договаривающихся сторон, а также соблюдения интересов российских граждан, пенсия которым будет назначаться и выплачиваться, в данном случае Республикой Таджикистан.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определении от 1 марта 2001 г. N 49-0; Постановление от 15 июня 1998 г. N 18-П) права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий, независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, - в России или за ее пределами.
Таким образом, политика Российской Федерации в области пенсионного обеспечения направлена в том числе и на соблюдение принципа "пенсия следует за человеком" в целях сохранения ранее приобретенных им пенсионных прав за период осуществления трудовой деятельности, а также в случае его переезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
При осуществлении в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор) пенсионного обеспечения граждан Республики Таджикистан, подпадающих под его действие, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Таджикистан, средний размер:
страховых пенсий по старости в месяц в 2022 году - 6 902,82 рубля, в 2023 году - 7 697,48 рублей, в 2024 году - 8 567,78 рублей.
страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца составит в месяц в 2022 году - 8 450,31 рублей, в 2023 году - 9 423,31 рубля, в 2024 году - 10 488,84 рублей.
Численность граждан Республики Таджикистан по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые достигают пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации в период 2022 - 2024 годов, составит в 2022 и 2023 годах - 3 932 человека и в 2024 году - 8 241 человек.
Численность пенсионеров по старости определена исходя из информации о количестве граждан Таджикистана, зарегистрированных в системе индивидуального (персонифицированного) учета, достигающих пенсионного возраста с учетом Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". При этом исходим из допущения, что указанная численность граждан Таджикистана, которые в настоящее время формируют свои пенсионные права на территории Российской Федерации, к моменту реализации права на пенсию будут проживать на территории другой Договаривающейся Стороны, соответственно с учетом положений пункта 5 статьи 6 и пункта 4 статьи 11 Договора расчет проектировок произведен без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии и валоризации пенсионных прав.
Численность пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца - исходя из анализа численности получателей по международным договорам о социальном (пенсионном) обеспечении, выплата пенсий по которым осуществляется за пределы территории Российской Федерации, на 1 января 2022 года (всего 62 943 человека) в процентном соотношении получателей пенсий по инвалидности (1 144 человека) и по случаю потери кормильца (1 057 человек) к получателям пенсий по старости (по инвалидности - 1,8%, по случаю потери кормильца - 1,7%).
Предполагаемая численность граждан Республики Таджикистан, проживающих на территории Российской Федерации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации приобретут право на назначение и выплату накопительной пенсии и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, составит в 2022 году - 4 737 человека, в 2023 году - 5 468 человека, в 2024 году - 5 933 человек.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, единовременной выплаты, срочной пенсионной выплаты нарастающим итогом составит в 2022 году (с марта по декабрь) - 18,730 тыс. рублей (1,873 тыс. рублей в месяц), в 2023 году - 40,783 тыс. рублей, в 2024 году - 59,094 тыс. рублей.
Реализация Договора повлечет за собой финансовые затраты на выплату всех видов страховых пенсий гражданам Республики Таджикистан, за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2022 году - 283 080,310 тыс. рублей (с марта по декабрь) (28 308,031 тыс. рублей в месяц), в 2023 году - 394 407,900 тыс. рублей в год, в 2024 году - 901 029,720 тыс. рублей в год.
Расходы, связанные с назначением и выплатой социальной пенсии гражданам Республики Таджикистан, проживающим на территории Российской Федерации, исходя из численности - 354 человека в 2022 и 2023 годах, 742 человека в 2024 году, составят в 2022 году - 38 528,181 тыс. рублей (с марта по декабрь) (3 852,818 тыс. рублей в месяц) (средний размер социальной пенсии - 10 178,31 рублей), в 2023 году - 49 570,301 тыс. рублей в год (средний размер социальной пенсии - 10 962,04 рубля), в 2024 году - 109 021,166 тыс. рублей в год (средний размер социальной пенсии - 11 904,78 рубля).
Всего расходы на выплату страховых пенсий, накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также социальной пенсии гражданам Республики Таджикистан составят в 2022 году - 321 627,221 тыс. рублей (с марта по декабрь) (32 162,722 тыс. рублей в месяц), в 2023 году - 444 018,984 тыс. рублей в год, в 2024 году - 1 010 109,980 тыс. рублей в год.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страховых пенсий гражданам Республики Таджикистан, пенсионное обеспечение которых будет осуществляться в соответствии с Договором, при его вступлении в силу будет производиться в пределах общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с международными договорами о социальном (пенсионном) обеспечении, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Ежегодное финансовое обеспечение расходов на выплату накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений будет осуществляться за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Поскольку согласно положениям проекта Договора социальные пенсии будут предоставляться в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, расходы на их выплату будут осуществляться в пределах средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, направляемых на указанные цели.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.