Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 135674-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-Ф3 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - ФЗ N 39) инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
К указанным инвестиционным проектам относятся проекты по строительству морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания и других плавучих сооружений, подлежащих регистрации (далее - суда).
В соответствии с частью 2 статьи 11 ФЗ N 39 федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляют выработку и реализацию государственной политики и нормативное-правовое регулирование в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
В отношении судов для указанной сферы регулирования, полномочия органов власти Российской Федерации определены только в отношении начальной (максимальной) цены контракта на строительство судна и цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44) принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 34 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности".
Однако, законодательством не регулируются вопросы определения ориентировочной стоимости строительства судна при его проектировании.
В соответствии с пунктом 2 Плана реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. N 2868-р, предусмотрено введение обязательной проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов путем внесения изменений в Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488 "О промышленной политике в Российской Федерации".
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается, что Правительство Российской Федерации утверждает порядок проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна и выдачи заключения по результатам ее проведения, порядок установления платы за проведение проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна, а также порядок отбора, приостановления и лишения полномочий организаций, осуществляющих проверку достоверности (экспертизу) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, и требования к ним, правила разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.
Законопроектом также предусматриваются полномочия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в области определения ориентировочной стоимости строительства судна и трудоемкости при проектировании, строительстве, ремонте, утилизации судов, в том числе, в отношении:
установления Порядка определения ориентировочной стоимости строительства судна по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности и функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства;
утверждения методических документов, используемых при определении ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, и осуществления методического руководства в области определения ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна;
утверждения методических документов, используемых при определении трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, и осуществления методического руководства в области определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна;
утверждения формы заключения по результатам проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна;
утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;
установления порядка определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна.
Законопроект также предусматривает положения, определяющие особенности формирования и реализации промышленной политики в области определения ориентировочной стоимости строительства судна и трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна.
Реализация полномочий Правительства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в области определения ориентировочной стоимости строительства судна и трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, предусмотренных законопроектом, позволит сформировать минимально достаточную систему нормативных правовых актов, нормативов и методических документов, регламентирующих правила определения ориентировочной стоимости строительства судна и трудоемкости проектирования, строительства, ремонта и утилизации судна, позволяющих осуществлять методическое руководство в данной области. Это будет способствовать повышению достоверности определения цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.
Введение обязательной проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судов, строительство которых осуществляется в форме инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, позволит обеспечить проведение проверки на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов.
Законопроект обеспечивает соблюдение принципа единства правовых основ и единообразного подхода в вопросах определения ориентировочной стоимости строительства судна и трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, поставляемых по государственному оборонному заказу, и гражданских судов, создаваемых с использованием бюджетных средств.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также положительно повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, предусматривающих создание судов.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Реализация положения законопроекта о проведении обязательной проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна, выполняемой при его проектировании, планируется осуществляться специализированными организациями на договорной основе в рамках контрактов на проектирование судов, финансирование которых осуществляется по государственным программам, предусматривающим строительство судов в рамках бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных органов государственной власти - государственных заказчиков судов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия следующих актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения".
Срок разработки акта: в течение ста восьмидесяти дней после официального опубликования законопроекта,
головной исполнитель: Минпромторг России,
соисполнитель: Минэкономразвития России.
Постановление Правительства Российской Федерации направлено на повышение достоверности проверки инвестиционных проектов по строительству судов на предмет эффективности использования средств ^федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Постановление Правительства вносит заключение по результатам проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна в состав документов, представляемых заявителем в Минэкономразвития России для проведения проверки инвестиционных проектов.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".
Срок разработки акта: в течение ста восьмидесяти дней после официального опубликования законопроекта,
головной исполнитель: Минпромторг России,
соисполнитель: Минэкономразвития России.
Постановление Правительства Российской Федерации направлено на повышение эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, в части строительства судов.
Постановление Правительства вносит заключение по результатам проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна в состав документов, представляемых заявителем в Минэкономразвития России для проведения рассмотрения и проверки предложений в федеральную адресную инвестиционную программу.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна и выдачи заключения по результатам ее проведения, порядка установления платы за проведение проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна, а также порядка отбора, приостановления и лишения полномочий организаций, осуществляющих проверку достоверности (экспертизу) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, и требований к ним".
Срок разработки акта: в течение ста восьмидесяти дней после официального опубликования законопроекта,
головной исполнитель: Минпромторг России.
Постановление Правительства Российской Федерации направлено на обеспечение достоверности обоснований ориентировочной стоимости строительства и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов и повышение эффективности использования средств бюджетной системы Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации определяет порядок проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна (далее - экспертиза) и выдачи заключения по результатам проведения экспертизы, порядок установления платы за проведение экспертизы, порядок и сроки отбора организаций, осуществляющих экспертизу, требования к организациям, осуществляющим экспертизу, порядок приостановления и лишения организаций полномочий по проведению экспертиз.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов".
Срок разработки акта: в течение ста восьмидесяти дней после официального опубликования законопроекта,
головной исполнитель: Минпромторг России
Постановление направлено на установление порядка разработки, согласования, утверждения и ввода в действие нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.
Утверждаемые Постановлением Правила устанавливают последовательность действий федеральных органов исполнительной власти по организации разработки нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, а также по их рассмотрению, согласованию и утверждению.
5. Приказ Минпромторга России "Об утверждении формы заключения по результатам проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна".
Срок разработки акта: в течение ста восьмидесяти дней после официального опубликования законопроекта.
Приказ направлен на обеспечение достаточности сведений, которые должны содержаться в заключении по результатам проверки достоверности обоснований ориентировочной стоимости строительства судна, для принятия обоснованных решений о сумме выделяемых на строительство судна средств. Также регламентация формы заключения и правил ее заполнения облегчают подготовку заключения и восприятие его содержания.
Приказ утверждает форму заключения по результатам проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна.
6. Приказ Минпромторга России "Об утверждении нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов".
Срок разработки акта: в течение ста восьмидесяти дней после официального опубликования законопроекта.
Приказ вводит в действие нормативы трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, применяемых для определения трудоемкости в технико-экономических расчетах, выполняемых в обоснование стоимости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.
Приказ будет разработан в соответствии с указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов".
7. Приказ Минпромторга России "Об утверждении Порядка определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна".
Срок разработки акта: в течение ста восьмидесяти дней после официального опубликования законопроекта.
Приказ направлен на обеспечение прозрачности и достоверности определения величины трудоемкости, применяемой в технико-экономических расчетах, выполняемых в обоснование стоимости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, финансируемого с использованием средств бюджетной системы.
Утверждаемый приказом порядок устанавливает последовательность действий и состав применяемых нормативно-методических документов при определении трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна.
8. Приказ Минпромторга России "Об утверждении Порядка определения ориентировочной стоимости строительства судна".
Срок разработки акта: в течение ста восьмидесяти дней после официального опубликования законопроекта.
Приказ направлен на обеспечение прозрачности и достоверности определения в ходе проектирования величины ориентировочной стоимости строительства судна, применяемой при определении объемов финансирования планируемых инвестиционных проектов, финансируемых с использованием средств бюджетной системы.
Утверждаемый приказом порядок устанавливает последовательность действий заказчика и проектной организации, состав применяемых нормативно-методических документов при расчете ориентировочной стоимости строительства судна, а также форму представления результатов расчета.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.