Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 135976-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) разработан в связи с проведением в период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. в соответствии со статьей 45.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) эксперимента по применению организациями и индивидуальными предпринимателями особого порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных Налоговым кодексом, посредством перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя (далее - эксперимент) и устанавливает на указанный период временные нормы, необходимые для интеграции в бюджетный процесс института единого налогового счета.
Механизм единого налогового счета предполагает перечисление плательщиками единого налогового платежа на отдельный казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений.
Учитывая, что в соответствии с положениями Налогового кодекса единый налоговый платеж перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации, но еще не является источником доходов какого-либо бюджета, в соответствии с законопроектом в период проведения эксперимента он определяется как источник внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета с его отражением на лицевом счете администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета по отдельному коду бюджетной классификации по главе Федеральной налоговой службы.
При этом предусматривается, что планирование (прогнозирование) главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета поступлений и выплат по единому налоговому платежу не осуществляется.
Налоговый орган на основе имеющихся у него документов и информации будет самостоятельно засчитывать единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе на основании информации, представляемой плательщиком.
Эксперимент предполагает предоставление в период его проведения финансовым органам субъектов Российской Федерации, муниципальным образованиям сведений о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа к налогам, сборам, страховым взносам, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета, налоговыми органами.
В связи с этим законопроектом предусматривается соответствующая установочная норма, а также положение о нераспространении с 1 июля 2022 г. до 31 декабря 2022 г. на операции по единому налоговому платежу требований абзаца четвертого пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего обязанность и полномочия Федерального казначейства (его территориальных органов), связанные с предоставлением финансовым органам информации об источниках формирования соответствующих поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
1. Принятие законопроекта потребует внесения изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 г. N 2582-р "Об утверждении перечня главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета".
Цель: включение в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета закрепления единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя за главой 182 "Федеральная налоговая служба".
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие при зачислении в бюджетную систему Российской Федерации единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: июнь 2022 г.
2. Принятие законопроекта потребует внесения изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2020 N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - приказ Минфина России N 66н).
Обоснование необходимости подготовки: согласно статье 45.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) (введена Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") единым налоговым платежом организации, индивидуального предпринимателя признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства организацией, индивидуальным предпринимателем в счет исполнения обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента по уплате (перечислению) налогов (за исключением уплачиваемых физическими лицами налогов, указанных в статье 45.1 Налогового кодекса), авансовых платежей, сборов (за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ), страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утвержден приказом Минфина России N 66н.
Цели:
1) установление порядка учета Федеральным казначейством в бюджетной системе Российской Федерации средств единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя в период проведения эксперимента по его уплате;
2) установление документооборота между Федеральной налоговой службой и Федеральным казначейством при осуществлении налоговым органом операций по единому налоговому платежу организации, индивидуального предпринимателя.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие при учете единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: июнь 2022 г.
3. Принятие законопроекта потребует внесения изменений в приказы Министерства финансов Российской Федерации, утверждающие бюджетную классификацию Российской Федерации.
4. Принятие законопроекта потребует внесения изменения в приказ Казначейства России от 14 мая 2020 г. N 21н "О Порядке казначейского обслуживания".
В части установления с 1 июля 2022 г. особенностей казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по единому налоговому платежу организации, индивидуального предпринимателя.
Цель: установление реквизитного состава Распоряжения о совершении казначейского платежа, представляемого налоговым органом для осуществления операций по единому налоговому платежу организации, индивидуального предпринимателя.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие при осуществлении налоговым органом операций по единому налоговому платежу организации, индивидуального предпринимателя.
Ответственный исполнитель: Федеральное казначейство.
Срок подготовки: июнь 2022 г.
5. Принятие законопроекта потребует внесения изменения в приказ Казначейства России от 25 сентября 2020 г. N 268 "Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации".
Цель: определение уполномоченного органа Федерального казначейства и возложения на него обязанности по учету и распределению поступлений, администрируемых налоговыми органами.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие у уполномоченного органа Федерального казначейства при учете и распределении поступлений, администрируемых налоговыми органами.
Ответственный исполнитель: Федеральное казначейство.
Срок подготовки: июнь 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.