Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 135975-8 "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики правового акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен в соответствии с пунктом 7.3.10 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (с изменениями от 22 марта 2022 г., 30 марта 2022 г., 5 апреля 2022 г., 12 апреля 2022 г. и 19 апреля 2022 г.).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта федерального закона не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен правовой акт
Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Действующая редакция статьи 29.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) в случае введения в субъекте Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций позволяет перевозчикам по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам направить в уполномоченный орган власти уведомления о прекращении перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 220-ФЗ если устанавливаемый или изменяемый межрегиональный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межрегиональным маршрутом регулярных перевозок, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным приказом Минтранса России от 24 января 2018 г. N 27 "Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ" (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49982).
В настоящее время недобросовестные перевозчики зачастую злоупотребляют правом, установленным статьей 29.1 Федерального закона N 220-ФЗ, и при открытии нового межрегионального маршрута сразу подают уведомление о прекращении перевозок, тем самым "занимая" время отправления из того или иного остановочного пункта с наибольшим пассажиропотоком.
В условиях восстановления пассажиропотока на регулярных маршрутах действующие нормы статьи 29.1 Федерального закона N 220-ФЗ и указанные злоупотребления не позволяют новым перевозчикам начать перевозки по такому, формально "занятому" времени отправления.
Данная ситуация негативно влияет на транспортную доступность регионов (в части межрегиональных маршрутов), качество транспортного обслуживания и ограничивает возможность новых перевозчиков начать предпринимательскую деятельность.
В целях решения проблемы предлагается:
исключить возможность для перевозчиков прекращать перевозки в уведомительном порядке;
ограничить сроком в 30 дней продолжительность уведомительного порядка изменения маршрута регулярных перевозок использования транспортных средств меньшего класса, сокращения количества выполняемых рейсов, после истечения которого перевозчик должен подать заявление об изменении маршрута регулярных перевозок, либо перевозчики должны приступить к осуществлению перевозок по такому маршруту на условиях, предусмотренных в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
Кроме того, предусматривается отлагательный срок вступления в силу проекта федерального закона после его принятия и переходный период сроком в 30 дней и для перевозчиков, ранее прекративших перевозки или изменивших маршруты регулярных перевозок в соответствии со статей 29.1 Федерального закона N 220-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"), после истечения которого перевозчики должны подать заявление об изменении маршрута регулярных перевозок либо приступить к осуществлению перевозок по такому маршруту на условиях, предусмотренных в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация положений проекта федерального закона будет иметь следующие социально-экономические эффекты:
- улучшение транспортной доступности субъектов Российской Федерации;
- повышение качества транспортного обслуживания населения;
- создание предпосылок для начала осуществления предпринимательской деятельности новыми перевозчиками.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект федерального закона не влияет на достижение целей государственных программ.
Принятие проекта федерального закона и последующая реализация его положений не повлекут отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
6. Оценка регулирующего воздействия
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, отсутствует, в связи с тем, что проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N ММ-П13-6576кс.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые решения не влекут за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проект федерального закона содержит положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов и не приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.