Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 135875-8 "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 49 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р, во исполнение абзаца первого подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с модераторами ключевых сессий Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. N Пр-1969 от 16 октября 2021 г.
Целью законопроекта является совершенствование механизма предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов Дальнего Востока в целях повышения конкурентоспособности таких режимов.
В настоящее время плательщики страховых взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - резиденты ТОР) или статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - резиденты СПВ), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов в течение десяти лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Анализ практики реализации инвестиционных проектов свидетельствует о том, что в течение 3-5 лет после получения указанных статусов инвесторами осуществляется подготовка проектной документации, создаются объекты недвижимого имущества, приобретается и монтируется производственное оборудование. Данная стадия инвестиционного проекта, как правило, реализуется силами подрядных организаций и не требует привлечения наемных работников.
Продолжительность инвестиционной стадии проекта зависит, в первую очередь, от масштабов капиталовложений, технической сложности реализуемого проекта и географической отдаленности территории, на которой реализуется инвестиционный проект.
На сроки реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе также оказывают влияние климатические факторы (значительная часть Дальневосточного федерального округа относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям), недостаточный уровень развития транспортной (энергетической) инфраструктуры, дефицит трудовых ресурсов и ограниченные сроки завоза грузов на отдельные территории.
Таким образом, для инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты на территории Дальневосточного федерального округа, фактический срок возможности применения вышеуказанной преференции по уплате страховых взносов составляет существенно менее 10 лет.
В этой связи законопроектом предлагается установить заявительный порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ, предусматривающий применение пониженных тарифов страховых взносов в течение 10 лет с момента направления резидентом ТОР и СПВ в налоговый орган уведомления об использовании права на применение пониженных тарифов страховых взносов.
В целях создания условий, стимулирующих ускоренный ввод в эксплуатацию объектов основных средств, создаваемых резидентами ТОР и СПВ, законопроектом предлагается установить, что уведомление об использовании права на применение пониженных тарифов страховых взносов не может быть направлено в налоговый орган позднее 3 лет с даты получения инвестором статуса резидента ТОР или СПВ.
Следует отметить, что продолжительность инвестиционной стадии проекта, как правило, не зависит от вида экономической деятельности, которую планирует осуществлять инвестор, поскольку факторы, оказывающие, влияние на сроки реализации инвестиционной стадии проекта (масштабность капиталовложений, техническая сложность проекта), одинаково характерны для всех видов экономической деятельности.
В связи с этим представляется целесообразным не ограничивать применение заявительного порядка применения пониженных тарифов страховых взносов отдельными отраслями экономики, а распространить его на всех резидентов ТОР и СПВ, реализующих инвестиционные проекты на территории Дальневосточного федерального округа.
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) в отношении соответствующего вида государственного контроля (надзора), вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В 2035 году количество созданных рабочих мест резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) и свободного порта Владивосток (далее - СПВ) составит 188 тысяч единиц.
Согласно произведенным расчетам, сумма страховых взносов резидентов ТОР и СПВ, начисленных в соответствии изменениями, вносимыми в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации, составит 34,9 млрд. рублей.
Недополученные доходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в результате внесения изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации будут равны 4,3 млрд. рублей к 2035 году.
Методика расчетов экономического эффекта представлена в приложении N 1 к настоящему финансово-экономическому обоснованию.
Порядок расчета выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации описан в приложении N 2 к настоящему финансово-экономическому обоснованию.
Приложение N 1
к финансово-экономическому
обоснованию к проекту федерального
закона "О внесении изменений
в статью 427 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации"
Методика
расчетов экономического эффекта
1) Для составления расчетов настоящего финансово-экономического обоснования использовались следующие данные:
а) количество рабочих мест, созданных резидентами СПВ и ТОР до 2035 года (данные АО "КРДВ");
б) количество резидентов СПВ и ТОР до 2035 года (данные АО "КРДВ").
2) Средняя начисленная номинальная заработная плата за период 2023 по 2030 годы рассчитывается на основе прогноза социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, разработанного ФАНУ "Востокгосплан". Средняя начисленная номинальная заработная плата за период 2031 по 2035 годы рассчитывается на основе ежегодной индексации, равной 4%.
3) Ежегодный прирост рабочих мест, создаваемых резидентами ТОР и СПВ, получившими статус в году N, определяется путем умножения ежегодного прогнозного прироста показателя на долю резидентов ТОР и СПВ, получивших статус в году N, в общем числе резидентов.
4) Прогнозный фонд оплаты труда определяется путем умножения ежегодного прироста рабочих мест (пункт 3) на среднюю начисленную номинальную заработную плату (пункт 2).
5) Сумма отчислений резидентами ТОР и СПВ во внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется по двум сценариям:
а) сохраняется существующий порядок расчета начислений во внебюджетные фонды Российской Федерации для резидентов ТОР и СПВ;
б) вводится предлагаемые законопроектом изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
6) Объем выпадающих доходов внебюджетных фондов Российской Федерации оценивался как разница между суммами начислений во внебюджетные фонды Российской Федерации по второму и первому сценариям.
7) Допущением модели является предположение, что все резиденты подадут заявление о применении пониженных тарифов страховых взносов по истечению максимально возможного периода.
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов не учитывалась при расчете начисленных страховых взносов, так как в 2021 году годовая заработная плата по Дальневосточному федеральному округу составляла 54% от предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 82% от предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование. При индексации уровня предельных величин в 2022 году на 4% ежегодно, годовая заработная плата в Дальневосточном федеральном округе в 2023 - 2035 гг. ниже, чем прогнозируемые предельные величины.
Приложение N 2
к финансово-экономическому
обоснованию к проекту федерального
закона "О внесении изменений
в статью 427 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации"
Порядок
расчета страховых взносов, уплачиваемых по существующему порядку и по предлагаемому механизму
При расчете выпадающих доходов, возникающих в результате внесения изменений в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации, не учитываются создаваемые резидентами, получившими статус резидента ТОР и СПВ до 31 декабря 2022 г., рабочие места, так как для этих налогоплательщиков сохраняется действующий режим уплаты страховых взносов. Оценкой недополученных доходов, которые могут возникнуть из-за внесения в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации изменений, является разница между объемами страховых взносов, начисляемых в соответствии с предлагаемыми изменениями и по действующему порядку уплаты страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ.
Согласно прогнозам АО "КРДВ", прирост числа резидентов ТОР и СПВ в 2023 году составит 572 резидента, прирост рабочих мест в 2023 году составит 16,1 тысяч рабочих мест. Большая часть созданных в 2023 году рабочих мест будет создана резидентами ТОР и СПВ, получившими соответствующий статус в предшествующие годы.
Создаваемые новыми резидентами рабочие места рассчитываются посредством умножения числа резидентов, получивших статус резидентов ТОР и СПВ в текущем году, на прирост рабочих мест в текущем году, деленный на накопленное число резидентов ТОР и СПВ. Так в 2023 году 572 резидента, получившие статус резидентов ТОР и СПВ в 2023 году, создадут 2766 рабочих мест. В 2024 году эти же 572 резидента создадут 1602 рабочих места, в 2025 году - 1374 рабочих мест, в 2035 году - 270 рабочих мест. 170 налогоплательщиков, получивших статус резидентов ТОР и СПВ в 2024 году, создадут в 2024 году 477 рабочих мест, в 2025 году 410 рабочих мест, в 2035 году 81 рабочее место.
Таким образом, число рабочих мест для расчета страховых взносов в 2023 году будет равно 2766 рабочих места, в 2024 году - 4846 рабочих мест, в 2025 году - 7531 рабочее место.
На основе данных о прогнозных значениях средней заработной платы по Дальневосточному федеральному округу рассчитывается фонд оплаты труда, на сумму которого начисляются страховые взносы. По действующему порядку начисления страховых взносов ФОТ сумма уплаченных страховых взносов будет равна 7,6% от ФОТ, что в 2023 году составляет 189 млн. рублей, в 2025 году - 353 млн. рублей, в 2025 году - 580 млн. рублей.
По действующему порядку право на применение пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ действует 10 лет. Соответственно, резиденты получившие статус в 2023 году, теряют это право с 2033 года, резиденты, получившие статус в 2024 году, с 2034 года, резиденты, получившие статус в 2025 году, с 2035 года и т.д. Так, сумма уплаченных резидентами страховых взносов в 2035 году будет равна фонду оплаты труда резидентов, получивших статус в 2026 году и позднее, умноженного на ставку 7,6%, и фонду оплаты труда резидентов, получивших статус в 2023 - 2025 гг., умноженного на ставку 30%.
Таким образом, сумма страховых взносов, уплаченных резидентами по действующему порядку, за 2023 - 2035 гг. составит 39216 млн. рублей.
Согласно вносимым в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации изменениям крайний срок применения пониженных тарифов страховых взносов для налогоплательщиков, получивших статус резидентов ТОР и СПВ в 2023 году, наступит с 2026 года. Для резидентов, получивших статус в 2032 году, с 2035 года.
Сумма начисленных к уплате страховых взносов в 2023 - 2025 гг. будет равна фонду оплаты труда резидентов, получивших статус в 2023 - 2025 гг., умноженному на ставку 30%.
Объем начисленных к уплате страховых взносов в 2026 году равен сумме фонда оплаты труда резидентов, получивших статус резидента в 2024 - 2026 гг., умноженного на ставку 30%, и фонда оплаты труда резидентов, получивших соответствующий статус в 2023 году, умноженного на ставку 7,6%. Объем начисленных к уплате страховых взносов в 2035 году равен сумме фонда оплаты труда резидентов, получивших статус резидента в 2033 - 2035 гг., умноженного на ставку 30%, и фонда оплаты труда резидентов, получивших статус в 2023 - 2032 гг., умноженного на ставку 7,6%.
Таким образом, объем страховых взносов, начисленных по новому порядку, составит в 2023 году - 744 млн. рублей, в 2026 году - 1704 млн. рублей, в 2035 году - 4562 млн рублей. Сумма страховых взносов, начисленных в соответствии с предлагаемыми изменениями в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2023 - 2035 гг. составит 34875 млн. рублей.
Соответственно, разница между объемами страховых взносов, начисляемых по предлагаемым изменениям в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации и по действующему порядку уплаты страховых взносов резидентами ТОР и СПВ, составит - 4341 млн. рублей.
Приложение N 3
к финансово-экономическому
обоснованию к проекту федерального
закона "О внесении изменений
в статью 427 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации"
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
1. Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не предусматривает признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не предусматривает признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
3. Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении формы уведомления об использовании права на применение пониженных тарифов страховых взносов".
Ответственный исполнитель: Федеральная налоговая служба.
Примерный срок подготовки: - 6 месяцев со дня принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.