Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 136003-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на совершенствование правового регулирования проектирования, строительства реконструкции объектов использования атомной энергии, содержащих:
а) только радиационные источники, в которых генерируется ионизирующее излучение, на объектах, радиационное воздействие от которых при аварии ограничивается помещениями, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения;
б) радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
В соответствии с анализом радиационно-гигиенического паспорта Российской Федерации (далее - РГП РФ) за 2019 год, опубликованного Роспотребнадзором, всего на территории нашей страны эксплуатируется 21 696 радиационных объектов, из которых 21 229 относится к объектам IV категории (98% от общего числа). Исходя из сравнительной оценки данных РГП РФ за предыдущие периоды, с каждым годом увеличение общего количества эксплуатируемых радиационных объектов наблюдается преимущественно за счет объектов IV категории.
Применительно к предлагаемым к исключению из статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектам, требования к проектированию, обеспечению механической безопасности и конструктивной надежности объектов капитального строительства являются избыточными. Исключение избыточных требований позволит снизить сроки проведения проектных работ и объемы затрат на капитальные вложения, не приведя к ослаблению требований к безопасному использованию атомной энергии, антитеррористической защищенности.
Кроме того, в целях недопущения ослабления требований, предъявляемых к членам саморегулируемых организаций, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос применительно к предлагаемым к исключению из статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектам, предлагается установить такие же требования, как и для особо опасных и технически сложных объектов с применением риск-ориентированного подхода при контроле за деятельностью членов таких организаций посредством внесения соответствующих изменений в часть 8 статьи 55.5, часть 3 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
Положения проекта федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики подтверждает, что для предлагаемых к исключению из статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектом федерального закона объектов, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" имеют признаки ОИАЭ, техническим заказчиком в задании на проектирование, исполнителем в проектной документации устанавливается повышенный уровень ответственности в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" что, в свою очередь, влечет дополнительные затраты, а также увеличивает сроки проведения работ по реконструкции, капитальному ремонту, сносу соответствующих объектов, в связи с чем принятие проекта федерального закона является актуальным и своевременным.
Реализации предлагаемых проектом федерального закона решений не окажет негативного влияния на социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения также не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) не предполагается установление безусловной обязательности направления застройщиком (техническим заказчиком, иным лицом, определенным Градостроительным кодексом Российской Федерации) задания на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства для проведения в отношении него экспертной оценки федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации соответствующего объекта капитального строительства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Госкорпорацией "Росатом".
В этой связи реализация положений законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.