Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 135971-8 "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения централизации полномочий по управлению Северным морским путем (далее - СМП) и организации судоходства в его акватории.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в акватории СМП действует разрешительный порядок плавания, предусматривающий выдачу разрешений на плавание в акватории СМП федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" или подведомственной ей организацией.
Следует отметить, что указанные разрешения выдаются при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории СМП) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории СМП и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.
На сегодняшний день правилами плавания в акватории СМП, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1487, предусмотрен только отказ в выдаче разрешений на плавание, что не позволяет в полной мере обеспечить безопасность судоходства по СМП с учетом климатических изменений в условиях повышения интенсивности судоходства по СМП, увеличения размеров и грузовместимости судов, продления сроков навигации на СМП.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается оптимизировать указанный механизм, предусмотрев приостановление, возобновление, прекращение действия разрешений на плавание в акватории СМП, а также внесение в них изменений в случаях несоблюдения вышеуказанных требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Положения законопроекта направлены на:
трансформацию разрешительного порядка плавания в акватории СМП, которая в полной мере позволит обеспечить безопасность судоходства по СМП с учетом климатических изменений в условиях повышения интенсивности судоходства по СМП, увеличения размеров и грузовместимости судов;
перераспределение функций и полномочий по организации плавания судов в акватории СМП, обеспечению безопасности мореплавания, защите морской среды от загрязнения акватории СМП с судов;
централизацию полномочий по управлению СМП и организации судоходства в его акватории в целях их осуществления Госкорпорацией "Росатом".
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, сведения о государственных программах
Принятие проекта законопроекта и последующая реализация его положений не повлечет отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие законопроекта позволит обеспечить централизацию полномочий по управлению СМП и организацию судоходства в его акватории с учетом климатических изменений в условиях повышения интенсивности судоходства по СМП, увеличения размеров и грузовместимости судов, продления сроков навигации на СМП.
6. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие законопроекта не повлияет на деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов; сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Реализация положений проекта федерального закона на повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться Госкорпорацией "Росатом" в пределах установленной предельной штатной численности.
Финансирование деятельности подведомственного Госкорпорации "Росатом" федерального государственного бюджетного учреждения будет реализовано за счет перераспределения средств федерального бюджета, предусмотренных для ФГБУ "Администрация Севморпути" на выполнение функций (оказание услуг, выполнение работ) по организации плавания судов в акватории СМП, обеспечению безопасности мореплавания, защите морской среды от загрязнения с судов акватории СМП, гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории СМП, передаваемых новому федеральному государственному бюджетному учреждению Госкорпорации "Росатом".
Минтрансом России поддержано решение о передаче штатной численности (14 сотрудников) с общим финансированием 33,046 млн. рублей из ФГБУ "Администрация Севморпути". Указанное перераспределение средств федерального бюджета будет направлено на достижение тех же целей, для которых эти средства выделяются в настоящее время.
Деятельность федерального государственного бюджетного учреждения будет осуществляться в том числе за счет внебюджетных источников финансирования, включая собственные средства Госкорпорации "Росатом", привлеченные средства юридических лиц, а также за счет осуществления новым учреждением приносящих доход видов деятельности и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, вместе с тем потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1487 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости изменения: законопроектом предусматривается возможность выдачи, приостановления, возобновления, прекращения действия разрешений на плавание в акватории Северного морского пути (далее - СМП), а также внесения изменений в такие разрешения в случаях несоблюдения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, что потребует внесения соответствующих изменений в Правила плавания в акватории Северного морского пути.
Головной исполнитель - Госкорпорация "Росатом", соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об осуществлении Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" от имени Российской Федерации функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федерального государственного бюджетного учреждения".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости изменения: законопроектом предусматривается установление Правительством Российской Федерации порядка осуществления Госкорпорацией "Росатом" от имени Российской Федерации функций учредителя и прав собственника имущества в отношении подведомственного учреждения, оказывающего услуги по выдаче, приостановлению, возобновлению, прекращению действия разрешений на плавание в акватории СМП, а также внесению изменений в такие разрешения.
Головной исполнитель - Госкорпорация "Росатом", соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
3) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости изменения:
законопроектом предусматривается утверждение федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Минтрансом России) по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" положения о ледовых лоцманах.
Головной исполнитель - Минтранс России, соисполнитель Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
4) приказа Госкорпорации "Росатом" "Об определении федерального государственного бюджетного учреждения, оказывающего услуги по выдаче, приостановлению, возобновлению, прекращению действия разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, а также внесению изменений в такие разрешения".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости изменения: законопроектом предусматривается полномочие Госкорпорации "Росатом" на определение подведомственного учреждения, оказывающего услуги по выдаче, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений на плавание судов в акватории СМП, а также внесению изменений в разрешения.
Головной исполнитель - Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
5) приказа Госкорпорации "Росатом" "О признании утратившим силу приказа Госкорпорации "Росатом" от 28 октября 2020 г. N 1/11-НПА "Об определении федерального государственного унитарного предприятия, в отношении которого Госкорпорация "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, уполномоченного согласовывать разрешения на плавание судов в акватории Северного морского пути, и создании штаба морских операций".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости изменения: законопроектом предусматривается полномочие Госкорпорации "Росатом" определять подведомственное учреждение, оказывающее услуги по выдаче, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений на плавание судов в акватории СМП, а также внесения изменений в разрешения.
Головной исполнитель - Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
6) приказа Госкорпорации "Росатом" "Об утверждении Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного учреждения, в отношении которого Госкорпорация "Росатом" осуществляет функции и полномочия учредителя, и об использовании закрепленного за ним государственного имущества".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости изменения: законопроектом предусматривается наделение Госкорпорации "Росатом" функциями учредителя и полномочиями прав собственника имущества в отношении подведомственного учреждения, том числе по утверждению отчетов о финансово-хозяйственной деятельности подведомственного учреждения, для чего необходима регламентация подготовки и утверждения отчета о результатах деятельности.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" отчет о результатах деятельности государственного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Головной исполнитель - Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
7) приказа Госкорпорации "Росатом" "Об утверждении Порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения, находящегося в ведении Госкорпорации "Росатом".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости изменения: законопроектом предусматривается наделение Госкорпорации "Росатом" функциями учредителя и полномочиями прав собственника имущества подведомственного учреждения, том числе по утверждению порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности подведомственного учреждения, для чего необходима регламентация подготовки плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственного учреждения.
Головной исполнитель - Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
8) приказа Минтранса России "Об утверждении Положения о ледовых лоцманах".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости и
зменения: законопроектом предусматривается утверждение федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Минтрансом России) по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" положения о ледовых лоцманах.
Головной исполнитель - Минтранс России, соисполнитель Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
9) приказа Госкорпорации "Росатом" "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, а также внесению изменений в такие разрешения".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Законопроектом предусматривается оказание Госкорпорацией "Росатом" или подведомственным ей учреждением Госкорпорации "Росатом" услуги по выдаче, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, а также внесению изменений в такие разрешения.
Головной исполнитель - Госкорпорация "Росатом".
Срок подготовки - в течение пяти месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" потребует признания утратившими силу приказа Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути".
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом.
Обоснование необходимости изменения: законопроектом предусматривается возможность выдачи, приостановления, возобновления, прекращения действия разрешений на плавание в акватории Северного морского пути, а также внесения изменений в такие разрешения в случаях несоблюдения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, что потребует внесения соответствующих изменений в Правила плавания в акватории Северного морского пути.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.