Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 мая 2022 г. N 5.1-01/1153
по проекту федерального закона N 86771-8 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства", принятому Государственной Думой 19 мая 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 14 марта 2022 года (N 86771-8).
Федеральным законом ратифицируется Соглашение, подписанное в городе Цхинвале 20 сентября 2021 года, которым создается правовая основа для регулирования отношений между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия по вопросам двойного гражданства.
В соответствии с Соглашением граждане одной Стороны вправе без отказа от имеющегося у них гражданства этой Стороны приобретать гражданство другой Стороны. При этом Российская Федерация предоставляет лицам, состоявшим на 26 августа 2008 года в гражданстве Республики Южная Осетия и не утратившим его на день подачи заявления, достигшим возраста восемнадцати лет и обладающим дееспособностью, право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации (статьи 1, 2).
Статьей 3 Соглашения предусмотрено, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. До достижения ребенком, состоящим в гражданстве обеих Сторон, 18-летнего возраста его родители могут выбрать ему гражданство на основании совместного письменного заявления о выходе ребенка из гражданства одной из Сторон.
Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, пользуется правами на социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание в соответствии с законодательством той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает, если иное не предусмотрено законодательством одной из Сторон или международными договорами, действующими в отношениях между Сторонами (статья 4).
Соглашением урегулированы вопросы прохождения военной службы лицами, состоящими в гражданстве обеих Сторон. Предусмотрено, что такие лица проходят военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. После прохождения обязательной военной службы в одной из Сторон они освобождаются от призыва на военную службу в другой Стороне (статья 5).
Статьей 7 Соглашения закрепляется право лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, пользоваться защитой и покровительством любой из Сторон по их выбору на территориях третьих государств.
Согласно статье 9 Соглашения его положения применяются также к случаям приобретения гражданства Сторон, имевшим место до вступления Соглашения в силу.
Соглашение (статья 13) действует в течение пяти лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону за шесть месяцев до истечения очередного пятилетнего периода о своем намерении прекратить действие Соглашения. Прекращение действия Соглашения не влечет автоматически прекращения гражданства любой из Сторон.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся оснований приобретения гражданами Республики Южная Осетия российского гражданства (статья 2), содержит иные правила, чем установленные законодательством Российской Федерации, предметом Соглашения являются права и свободы человека и гражданина, а также поскольку Стороны условились о ратификации Соглашения (статья 11).
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 3 июня 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.