Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 мая 2022 г. N 3.5-03/997
по проекту федерального закона N 117259-8 "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 24 мая 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации для установления ряда дополнительных особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году, в том числе в целях ускорения и упрощения расчетов за счет бюджетных средств в текущей экономической ситуации.
Так, Законом увеличивается размер цены контрактов (договоров), подлежащих обязательному казначейскому сопровождению в 2022 году с 600 тыс. рублей до 5 млн. рублей, и определяются случаи перечисления средств по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, а также авансовых платежей без открытия лицевого счета участника казначейского сопровождения в органе Федерального казначейства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Так, авансовые платежи и оплата за поставку строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на капитальное строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов, могут осуществляться сразу на расчетные счета поставщиков в кредитных организациях.
В целях реализации данных изменений приостановлено в 2022 году действие положений подпункта 1 пункта 2 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части открытия лицевых счетов участника казначейского сопровождения исполнителям по отдельным контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Законом также предоставляется право субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) определить законом о региональном бюджете (муниципальным правовым актом о местном бюджете) или нормативным правовым актом размер цены контрактов, договоров бюджетных или автономных учреждений, подлежащих обязательному казначейскому сопровождению, на сумму менее 50 млн. рублей, для ускорения расчетов за счет средств соответствующего бюджета.
В целях повышения эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, Законом закрепляются в статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнительные бюджетные полномочия Федерального казначейства.
Так, ведение реестра мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, реестра инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета - в порядке, установленном Федеральным казначейством по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме того, для обеспечения реализации особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году, установленных в бюджетном законодательстве Российской Федерации, Законом установлена возможность:
превышения общего объема расходов, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете, при использовании дополнительных нефтегазовых доходов;
превышения верхних пределов государственного долга Российской Федерации, установленных в федеральном законе о федеральном бюджете, при предоставлении государственных гарантий Российской Федерации с превышением показателей программ государственных гарантий Российской Федерации.
В ходе рассмотрения проекта федерального закона во втором чтении в него был внесен ряд существенных поправок, подготовленных сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, Н.А. Журавлевым и другими, и депутатами Государственной Думы В.В. Володиным и другими.
Так, общий объем средств федерального бюджета на предоставление бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и кредитам, полученным ими от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, сложившихся на 1 января 2022 года, увеличен с 390,7 млрд. рублей до 420 млрд. рублей для погашения соответствующих долговых обязательств, досрочно погашенных в январе - феврале 2022 года.
Кроме того, Законом предоставлено Правительству Российской Федерации право в 2022 году без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете:
направлять средства Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) федерального бюджета, включая замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов бюджетам регионов, на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение средств федерального бюджета, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации;
вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета для предоставления бюджетных кредитов региональным бюджетам на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.