Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 мая 2022 г. N 5.1-01/1192
по проекту федерального закона N 117259-8 "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", принятому Государственной Думой 24 мая 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 117259-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 апреля 2022 года. При принятии законопроекта во втором чтении в него был внесен ряд существенных поправок, подготовленных депутатами Государственной Думы и сенаторами Российской Федерации.
Федеральный закон устанавливает дополнительные особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году в целях обеспечения развития экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Федеральный закон предусматривает возможность превышения общего объема расходов, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете, в случае направления Правительством Российской Федерации:
средств Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) федерального бюджета, включая замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов региональным бюджетам, на исполнение публичных нормативных обязательств;
дополнительных нефтегазовых доходов на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации.
Наряду с этим устанавливается возможность оказания государственной гарантийной поддержки Российской Федерации с превышением предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете показателей верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации (в иностранной валюте), верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации.
Федеральный закон увеличивает с 390,7 млрд. рублей до 420 млрд. рублей общий объем средств федерального бюджета на предоставление бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, подлежащих погашению в марте - декабре 2022 года.
При этом за счет указанных кредитов предоставляется возможность возмещения средств, досрочно направленных отдельными субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) в январе - феврале 2022 года на погашение соответствующих долговых обязательств.
Федеральный закон содержит меры, направленные на упрощение и ускорение расчетов за поставленные товары, в том числе строительные материалы, при казначейском сопровождении средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В частности, предусматривается возможность перечисления средств за поставленные товары по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, на расчетные счета поставщиков в кредитных организациях без открытия лицевого счета участника казначейского сопровождения в органе Федерального казначейства.
При этом в случае поставки строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство, на расчетные счета поставщиков будут перечисляться не только средства за поставку указанных товаров, но также и авансовые платежи.
Также предусматривается возможность перечисления средств по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), на расчетные счета подрядчиков (исполнителей) при представлении документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем).
Федеральным законом увеличивается с 600 тыс. рублей до 5 млн. рублей размер цены контрактов (договоров), подлежащих обязательному казначейскому сопровождению в 2022 году.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон в соответствии со статьей 3 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация его положений потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 7 июня 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.