Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 136923-8 "О внесении изменений в статьи 214.2 и 223 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, касающиеся порядка обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно вступившей в силу с 1 января 2021 г. редакции пункта 4 статьи 214.2 Кодекса банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию в электронной форме о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.
Данное регулирование не учитывает особенности порядка определения соответствующих процентных доходов в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций наступают в том числе следующие последствия:
1) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено Федеральным законом;
2) прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств.
В случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 177-ФЗ) осуществляет выплату возмещения по вкладам (счетам), которое в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 213 Кодекса не учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а также в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" производит расчеты с кредиторами ликвидируемых кредитных организаций, действуя в качестве конкурсного управляющего, за счет средств этих кредитных организаций.
Вместе с тем зачастую существует риск недостаточности имущества ликвидируемой кредитной организации для удовлетворения требований ее кредиторов в полном объеме.
В случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций выплата процентного дохода вкладчикам - физическим лицам осуществляется в составе страхового возмещения за счет средств фонда обязательного страхования вкладов, а выплата суммы, превышающей максимальный размер возмещения по вкладам, осуществляется в ходе ликвидационных процедур за счет имущества кредитной организации, в среднем выплачивается 68,4%. При этом 95-98% вкладчиков полностью получают свои денежные средства по основному долгу и процентам в результате выплаты им страхового возмещения.
Таким образом, доход в виде капитализированных (причисленных) процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, фактически возникает у вкладчика либо в рамках выплаты ему страхового возмещения, либо в результате расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", что не согласуется с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса, согласно которому датой фактического получения дохода в денежной форме является дата выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
В этой связи существует вероятность, что с учетом сведений, предоставленных Агентством в налоговый орган на основании пункта 4 статьи 214.2 Кодекса, вкладчику может быть начислен к уплате налог на доходы физических лиц, а вкладчик фактически не получит процентный доход либо получит его частично только в рамках осуществления расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства.
В целях справедливого исчисления налога на доходы физических лиц, а также для установления возможности Агентства исполнить обязанность по уведомлению налогового органа о суммах выплаченных вкладчикам процентов по вкладам (остаткам на счетах) банками, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, проектом федерального закона предлагается установить, что указанная информация в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций представляется Агентством в налоговый орган не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, а дата фактического получения дохода в виде процентов, перечисленных в связи с наступлением страхового случая на счет физического лица, в том числе являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется как дата фактического получения таким физическим лицом страхового возмещения, предусмотренного Федеральным законом N 177-ФЗ, либо в части требований, превышающих максимальный размер такого страхового возмещения, - дата осуществления расчетов в денежной форме с этим физическим лицом в ходе конкурсного производства.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 223 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 223 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, Приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 223 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 223 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.