Письмо ГТК РФ от 13 августа 1998 г. N 01-15/17051
"О льготах по уплате таможенных пошлин, налогов"
В связи с запросами таможенных органов по вопросу применения льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, транспортных средств перемещаемых физическими лицами, подвергшимися воздействию радиации в результате катастрофы Чернобыльской АЭС, Государственный таможенный комитет Российской Федерации разъясняет следующее.
Ст. 3 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от 22.12.92 установлено, что впредь до принятия Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от подоходного налога с физических лиц и всех других видов налогов, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" осуществляется в порядке, установленном налоговым законодательством. Исчерпывающие перечни случаев освобождений от уплаты таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, установлены Законами Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", "О таможенном тарифе" и Федеральным законом "Об акцизах".
Федеральным законом от 17 апреля 1999 г. N 79-ФЗ в Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, согласно которым льготы по уплате налогов и сборов предоставляются в соответствии с законодательством о налогах и сборах
Вышеназванными законами не предусмотрено представление льгот по уплате соответствующих пошлин и налогов лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В подпункте "и" ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности освобождаются от пошлины в соответствии с Таможенным Кодексом Российской Федерации. Ст. 109 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке, определенном Правительством Российской Федерации и ГТК России в пределах его компетенции.
Указанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", а также изданными в целях реализации данного постановления приказами ГТК России от 30.01.97 N 35 "О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК России от 15.08.94 N 416" (зарегистрирован в Минюсте России 24.02.97 N 1258) и от 18.10.96 N 645 "О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК России от 15.08.94 N 408" (зарегистрирован в Минюсте России 26.02.97 N 1259), в которых не предусмотрены специальные льготы по уплате таможенных платежей лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, правовых оснований для предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе указанными лицами на таможенную территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств на основании п. 10 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не имеется.
Позиция ГТК России по этому вопросу была отражена в письмах ГТК России от 09.07.93 N 01-13/6770 "Об освобождении товаров, ввозимых или вывозимых физическими лицами, предприятиями и организациями общественных объединений лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС от таможенной пошлины" (зарегистрировано в Минюсте России 09.08.93 N 323) и от 10.10.96 N 01-15/18106 "О таможенных льготах лицам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как показывает практика, отдельные суды выносят решения в пользу лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывая такие решения на трактовании положений ст.35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Позиция судов, как правило, выражается в следующем: налоговым законодательством, в частности, пунктом "в" статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", установлено, что от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами на основании законодательства Российской Федерации. Поскольку законодательством Российской Федерации, а именно п. 10 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" такая льгота для указанной категории граждан предусмотрена, то товары и транспортные средства, ввозимые этими лицами, освобождаются от уплаты таможенных платежей.
Кроме того, ГТК России известны случаи, когда суды принимают решения на основании трактования подпункта "в" ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" по освобождению товаров, транспортных средств от уплаты всех таможенных платежей, а не таможенной пошлины. В этой связи, следует обращать внимание судов на различие, существующее между таможенной пошлиной и иными налогами, в частности налогом на добавленную стоимость и акцизами. Взимание таких федеральных налогов регулируется указанными выше самостоятельными законами Российской Федерации.
Считаем необходимым не соглашаться с изложенной позицией судов, и принимать все меры, предусмотренные нормами процессуального законодательства Российской Федерации, по защите интересов государства. Вместе с тем, вне зависимости от позиции ГТК России и иных таможенных органов, полагаем уместным напомнить, что вступившие в силу решения суда обязательны для исполнения всеми лицами. Предпринимаемые попытки для рассмотрения в порядке надзора дел, проигранных таможенными органами при их рассмотрении в первой и второй судебных инстанциях, не могут служить основанием для неисполнения таможенными органами судебных решений, вступивших в законную силу.
Для сведения сообщаем, что в настоящее время Правительством Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе и ГТК России, рассматривается вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложений об отмене льгот по уплате налогов, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (включая Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), но не установленных действующим таможенным и налоговым законодательством. До окончания 1998 года проблема возможно будет урегулирована.
Прошу положения данного письма довести до сведения подчиненных таможенных органов.
Заместитель
Председателя Комитета |
В.А.Максимцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмом разъясняется порядок применения льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, транспортных средств перемещаемых физическими лицами, подвергшимися воздействию радиации в результате катастрофы Чернобыльской АЭС. В письме подчеркивается, что так как <суды принимают решения на основании трактования подпункта "в" ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" по освобождению товаров, транспортных средств от уплаты всех таможенных платежей, а не таможенной пошлины>, то следует <обращать внимание судов на различие, существующее между таможенной пошлиной и иными налогами, в частности налогом на добавленную стоимость и акцизами.>, а также то, что взимание федеральных налогов регулируется указанными самостоятельными законами.
Письмо ГТК РФ от 13 августа 1998 г. N 01-15/17051 "О льготах по уплате таможенных пошлин, налогов"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом ГТК РФ от 23 июля 1999 г. N 469 настоящее письмо отменено