В организации проводится камеральная налоговая проверка на основании поданной налоговой декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога из бюджета. На допрос налоговая инспекция вызывает руководителя организации.
Может ли иное лицо на основании доверенности вместо руководителя прибыть в налоговую инспекцию на допрос? Обязана ли ФНС возместить расходы, связанные с проездом на допрос в другой регион?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не предусматривает возможности передачи полномочий свидетеля представителю по доверенности.
Обоснование вывода:
Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ)*(1).
Пунктом 1 ст. 90 НК РФ установлено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Причем по общему правилу свидетель дает показания в соответствующем налоговом органе, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 90 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица, не являющегося ИП, осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.
При этом статья 29 НК РФ не предусматривает передачи полномочий свидетеля представителю по доверенности.
В силу ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждый имеет право воспользоваться юридической помощью при даче пояснений в качестве свидетеля, но не заменять себя на иное лицо, в данном случае на представителя по доверенности.
В то же время ст. 90 НК РФ, которой регламентирован порядок получения показаний свидетелей, не запрещает представителю присутствовать при допросе свидетеля. Однако ответы на вопросы при проведении допроса дает свидетель самостоятельно.
Аналогичную позицию о недопустимости допроса представителя вместо свидетеля высказывают и контролирующие органы (смотрите письма Минфина России от 18.12.2020 N 03-02-08/111223, ФНС России от 17.08.2020 N ЕА-4-15/13203@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@, решение ФНС России от 11.04.2018 N СА-3-9/2269@).
Заметим, что в соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
Суммы, причитающиеся свидетелям, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета (п. 4 ст. 131 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Допрос свидетелей при осуществлении мероприятий налогового контроля;
- Энциклопедия решений. Допрос свидетелей при проведении камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ);
- Допускается ли передача полномочий свидетеля, вызванного для допроса в налоговую инспекцию, представителю по доверенности? (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2021 г.)
- Вопрос: Правомерность вызова директора на допрос в налоговый орган в качестве свидетеля (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.);
- Порядок проведения допроса свидетелей в рамках налоговой проверки (Д. Гусаров, журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 6, июнь 2021 г.);
- Примерная форма ходатайства о проведении допроса свидетеля по месту его пребывания; Примерная форма заявления о возмещении свидетелю расходов на проезд, расходов на наем жилого помещения и суточных (Борисов А.Н. Права налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками. Практические рекомендации налогоплательщикам. - "Деловой двор", 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара
Ответ прошел контроль качества
1 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Возможность использования допроса свидетелей при проведении камеральных проверок непосредственно в ст. 88 НК РФ не предусмотрена.
В то же время положения статьи 90 НК РФ, регламентирующей участие свидетеля при осуществлении налогового контроля, не содержат запрета на допрос свидетелей в ходе проведения камеральных проверок.
Таким образом, право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не ограничено (письма Минфина России от 19.06.2015 N 03-02-07/1/35776, от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).
Не предусматривает налоговое законодательство и каких-либо ограничений по вызову в налоговые органы руководителя организации во время проведения камеральной проверки, который может быть привлечен в качестве свидетеля для дачи показаний (письмо ФНС России от 09.08.2019 N ЕД-4-15/15859@).
И суды в большинстве случаев принимают свидетельские показания, полученные налоговым органом в ходе камеральной проверки, в качестве надлежащих доказательств (постановления АС Волго-Вятского округа от 17.05.2018 N Ф01-1539/18, ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2014 N Ф07-3010/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2011 N Ф02-2232/11).
Вместе с тем встречаются решения, в которых судьи признают неправомерным проведение допроса свидетелей в рамках камеральной проверки, указывая, что налоговый орган не вправе выходить за пределы полномочий, предоставляемых ему налоговым законодательством применительно к различным формам налогового контроля (постановления ФАС Центрального округа от 02.11.2012 N Ф10-3889/12, от 28.12.2011 N Ф10-4755/11, Первого ААС от 27.10.2014 N 01АП-6583/14 (постановлением АС Волго-Вятского округа от 27.01.2015 N Ф01-6070/14 оставлено в силе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"