1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" утвердить прилагаемую Региональную программу "Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Томской области на 2009-2012 годы".
2. Департаменту по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области (Никифоров) обеспечить информационную поддержку исполнения Региональной программы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Брока В.Ю.
И.о. Губернатора Томской области |
О.В. Козловская |
Региональная программа
"Создание и развитие системы сельскохозяйственных
потребительских кооперативов Томской области на 2009-2012 годы"
(утв. распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2009 г. N 140-ра)
1. Паспорт
Региональной программы
"Создание и развитие системы сельскохозяйственных
потребительских кооперативов Томской области на 2009-2012 годы"
Наименование Программы |
Региональная программа "Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Томской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее - Госпрограмма); Федеральный закон от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" |
Заказчик Программы |
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области |
Основные разработчики Программы |
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области |
Цель Программы |
Создание областной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и за счет этого увеличение объема реализации продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах, повышение доступности поддержки малым формам хозяйствования на селе, повышение уровня доходов сельского населения Томской области |
Основные задачи |
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих основных задач: развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, облегчающих деятельность малым формам хозяйствования на селе и повышающих эффективность их работы; наращивание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживанию сельского населения, включая кредитные кооперативы; подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест |
Участники Программы |
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, в том числе кредитные, различных уровней (по согласованию) |
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер, направленных на достижение поставленной цели: совершенствование правового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; развитие поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов; поддержка при создании и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, ревизионных союзов; совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества, в т. ч. земель, для развития малых форм хозяйствования укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов; мониторинг хода выполнения Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации программы: 2009-2012 годы. Этапы реализации Программы: 1 этап: 2009 год - этап экономического анализа ситуации, разработки и внедрения правовой базы. 2 этап: 2010-2012 годы - этап становления и продвижения системы сельскохозяйственной потребительской кооперации |
Исполнители Программы |
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области; Департамент по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области; Соисполнители: администрации муниципальных образований (по согласованию); ОГСУ "Фонд государственного имущества Томской области" |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2009-2012 годы составляет 60,4 млн. руб., в том числе: за счет областного бюджета - 30,2 млн. руб., из них по годам: 2009 г. - 6,9 млн. руб., 2010 г. - 6,9 млн. руб., 2011 г. - 7,1 млн. руб.; 2012 г. - 9,3 млн. руб. за счет внебюджетных источников - 30,2 млн. руб., в том числе по годам: 2009 г. - 2,4 млн. руб., 2010 г. - 7,0 млн. руб., 2011 г. - 10,1 млн. руб., 2012 г. - 10,7 млн. руб. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Показатели Программы: увеличение удельного веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 80 % в 2008 (базовом) году до 100 % в 2012 (окончание Программы) году от числа зарегистрированных; увеличение удельного веса сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в областную систему (кооперативы второго и последующего уровня) с 39 % в 2008 (базовом) году до 80 % в 2012 (окончание Программы) году от числа зарегистрированных; увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) в расчете на 1 работающий сельскохозяйственный потребительский кооператив 1-го уровня на 89 % в 2012 (окончание Программы) году по сравнению с 2008 (базовым) годом и 2-го уровня на 28 % в 2012 (окончание Программы) году по сравнению с 2008 (базовым) годом (с учетом инфляции); увеличение численности постоянных членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, - с 4 тыс. человек в 2008 (базовом) году до 8 тыс. человек в 2012 (окончание Программы) году; увеличение охвата кооперативными отношениями сельского населения (соотношение числа членов кооперативов к числу сельского населения в регионе) с 1,3 % в 2008 (базовом) году до 2,7 % в 2012 (окончание Программы) году |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в областную систему, возрастет с 12 в 2008 (базовом) году до 37 в 2012 (окончание Программы) году; будет создано 4 тыс. новых рабочих мест (вовлечено в кооперацию) в сельской местности; объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных потребительских кооперативах 1-го уровня возрастет с 50 000 тыс. руб. в 2008 (базовом) году до 162 200 тыс. руб. в 2012 (окончание Программы) году и 2-го уровня - с 2 200 тыс. руб. в 2008 (базовом) году до 5 600 тыс. руб. в 2012 (окончание Программы) году; объем реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения, повысится на 75 % к базовому периоду |
Система управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения |
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Основная проблема, препятствующая развитию малых форм хозяйствования на селе (далее - МФХ) Томской области, это отсутствие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПпК), обеспечивающей доступность МФХ к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, обработке земельных участков, кредитным ресурсам и т.д.
Потребность в Программе обусловлена повышением роли местного самоуправления в развитии сельских территорий в условиях, когда не до конца завершена реорганизация и реформирование сельскохозяйственного производства, идет высвобождение рабочих, которые нуждаются в рабочих местах. Для приложения труда и для обеспечения самозанятости населения необходимо использовать возможности личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) как форму хозяйствования на селе для самообеспечения продуктами питания населения. История подтверждает, что лучше всего организовывает сельское население кооперация. Принципы, заложенные в кооперативном движении, в первую очередь, направлены на самоорганизацию местного населения на воспитание в каждой сельской семье экономического мышления, понимания, что в рыночных условиях стабильного благосостояния возможно достичь только через производство конкурентоспособной продукции либо в личном, либо в коллективном хозяйстве.
Система СПпК должна стать базовой составляющей механизма комплексного, устойчивого развития сельских территорий, основным разделом программ социально-экономического развития муниципальных образований Томской области.
Как инструмент государственной политики в поддержке и развитии сельскохозяйственной кооперации Программа объединяет в себе положительные результаты развития сети сельскохозяйственной кредитной кооперации Томской области, изучения мирового опыта и опыта других регионов Российской Федерации.
В Томской области на селе проживает 350 тыс. человек, это более трети общей численности населения. Из 350 тыс. сельских жителей всего 12 тыс. человек занято в общественном сельхозпроизводстве, остальные - это потенциальные владельцы личных подворий. В сельских поселениях Томской области насчитывается около 117 тысяч ЛПХ, 1 106 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и индивидуальных предпринимателей, из которых 205 КФХ, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Доля ЛПХ и КФХ в объеме выпуска продукции сельского хозяйства составляет 54 %. Однако эти формы хозяйствования развиваются как натуральные хозяйства с низкой долей товарной продукции. В хозяйствах населения и фермеров производится 33,7 % мяса, 44,5 % молока, 79,6 % овощей и 94,9 % картофеля. Поэтому любые колебания в производстве сельхозпродукции в этой категории хозяйствования серьезно отражаются на общем показателе производства сельхозпродукции. Развитие малых форм хозяйствования на селе в отдельных районах (Бакчарский, Молчановский, Зырянский) становится определяющим фактором в развитии территорий сельских поселений.
Одной из проблем, сдерживающих развитие ЛПХ, по-прежнему остается реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной МФХ на селе. Решение этой проблемы видится в создании и развитии в каждом сельском поселении сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов, сельского предпринимательства. Однако главы сельских поселений мало используют возможности областных рынков для продажи излишков сельскохозяйственной продукции без посредников, оказывают слабую помощь в реализации продукции. Создание в крупных сельских поселениях сбытовых кооперативов решит проблему сбыта сельхозпродукции от ЛПХ, тем самым будут созданы условия для дальнейшего развития личных подворий, способствующие преобразованию ЛПХ из натурального хозяйства в мелкотоварное. Это даст дополнительный источник дохода и повысит уровень жизни сельского населения.
В Томской области зарегистрирован 31 СПпК, в том числе 26 кредитных кооперативов, 3 снабженческо-сбытовых, 3 перерабатывающих. Фактически осуществляют деятельность 25 СПпК (удельный вес работающих СПпК - 80 %): 21 - кредитный, 4 - обслуживающих. Кредитные кооперативы практически всех муниципальных районов постоянно расширяют географию своей деятельности, создают удаленные рабочие места в сельских поселениях, обеспечивая тем самым доступность жителей удаленных деревень к кредитным ресурсам. За два года на оснащение удаленных рабочих мест затрачено 2 млн. руб. бюджетных средств.
Сравнительный анализ
деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных
кооперативов (без кредитных кооперативов граждан)
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Количество сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (далее - СПКК) |
20 |
26 |
26 |
25 |
Число членов СПКК |
730 |
3 665 |
4 600 |
4 620 |
Паевой фонд (млн. руб.) |
8,3 |
17,8 |
22,3 |
48,6 |
в том числе взнос ассоциированных членов |
- |
- |
9 |
14 |
Сумма займов (кредитный портфель) (млн. руб.), в том числе |
60,5 |
149,7 |
218,0 |
249,3 |
ЛПХ |
4,1 |
64,5 |
55,5 |
87,4 |
КФХ |
54,7 |
19,5 |
9,9 |
32,2 |
потребительские цели |
1,7 |
65,7 |
152,6 |
129,7 |
Количество сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов (далее - СПоК) |
1 |
3 |
6 |
6 |
Выручка от оказания услуг СПоК, всего (млн. руб.) |
0,6 |
4,0 |
7,0 |
8,0 |
Выручка на 1 СПоК (тыс. руб.) |
600 |
1 330 |
1 750 |
2 000 |
За три года (2005-2008 гг.) сельскохозяйственные кредитные кооперативы при содействии муниципальных образований получили 50,0 млн. руб. кредитных ресурсов в Томском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк", и эта практика будет продолжена. Кредитные кооперативы за это время выдали займов жителям села на сумму более 617 млн. руб., в том числе на развитие сельхозпроизводства МФХ около 270 млн. руб., что составляет 25 % от общего объема привлеченных кредитов и займов по направлению государственной Программы "Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе".
Структура использования кредитных ресурсов на развитие ЛПХ и КФХ показывает, что приоритетными целями использования займов по-прежнему остаются покупка скота и птицы - 35 %, покупка техники - 30 % (итого 65 % средств используются на долгосрочные вложения), приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, кормов - 35 %, то есть на пополнение оборотных активов.
Несмотря на то, что сельскохозяйственная потребительская кооперация играет исключительную роль в укреплении экономического потенциала, повышении конкурентоспособности и социального статуса мелких сельскохозяйственных производителей, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции, система сельскохозяйственной потребительской кооперации в Томской области недостаточно развита.
При этом можно назвать основные причины, сдерживающие развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации:
отсутствие в России центра по управлению системой сельскохозяйственной потребительской кооперации, разветвленной сети информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и работать в них;
отсутствие стартового капитала;
недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
На сегодняшний день в Томской области к элементам инфраструктуры поддержки малого бизнеса в сельскохозяйственном производстве относятся:
19 центров поддержки малого предпринимательства;
6 информационно-консультационных центров;
25 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
6 сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых, перерабатывающих кооперативов, из которых реально осуществляют деятельность только 4.
3. Цели и задачи Программы
Главная цель Программы - создание региональной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, увеличение объема реализации продукции, произведенной МФХ, и повышение уровня их доходов.
Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие основные задачи:
1. Развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, облегчающих деятельность МФХ и повышающих их эффективность. Решение этой задачи содействует:
снижению производственных и иных издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышению надежности обслуживания аграрного производства, обеспечению жизнедеятельности и качества предоставляемых сельхозпроизводителям услуг;
улучшению доступа крестьян к рынкам сбыта, материально-техническим, сырьевым, финансовым, информационным ресурсам и, следовательно, повышению товарности малых форм хозяйствования;
контролю ресурсных и продуктовых рынков со стороны сельскохозяйственных производителей;
развитию конкуренции в сфере агробизнеса, что ограничивает монополистическое поведение крупных коммерческих агропромышленных организаций;
повышению качества товаров и услуг для потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья;
диверсификации сельской экономики, расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения;
выведению сферы услуг на селе, хозяйственной деятельности КФХ и ЛПХ "из тени" в рыночную экономику;
расширению налогооблагаемой базы муниципальной экономики, что создает благоприятные условия для реформы местного самоуправления;
консолидации экономических и социальных интересов сельскохозяйственных производителей, росту их социального статуса, повышению инвестиционной привлекательности минисельхозпроизводства.
2. Наращивание материально-технической базы СПпК по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживанию сельского населения, включая кредитные кооперативы.
3. Увеличение доли реально работающих кооперативов за счет оздоровления экономического состояния уже действующих кооперативов и экономически обоснованного создания новых СПпК. Общая численность работающих кооперативов будет равна 46, и доля реально работающих кооперативов достигнет 100 %.
4. Подготовка и обучение специалистов СПпК. Переподготовка кадров будет вестись на базе ФГОУ ДПОС "Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса" при участии Аграрного научно-образовательного производственного центра Томской области. Для повышения квалификации специалистов потребительских кооперативов будут использованы возможности двух демонстрационных СПпК, созданных в Томской области.
Принимаемые меры позволят решить следующие задачи:
подготовка и повышение квалификации кадров для СПпК;
повышение квалификации управленческих кадров органов местного самоуправления муниципальных образований, курирующих вопросы развития и функционирования СПпК;
оказание комплекса консультационных, организационных и методических услуг по вопросам создания и функционирования СПпК;
осуществление постоянного мониторинга СПпК.
5. Повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест. В ходе реализации Программы будут созданы 21 СПпК, из которых 9 - по переработке сельхозпродукции, 2 - кредитных, 10 - снабженческо-сбытовых. Это позволит создать 80 дополнительных рабочих мест (сегодня их 30), вовлечь в кооперацию в качестве членов СПпК не менее 4 тысяч сельских жителей и тем самым обеспечить для них самозанятость. Достигнуть увеличение охвата кооперативными отношениями сельского населения (соотношение числа членов кооперативов к числу сельского населения в регионе) в 2 раза (с 1,3 % в 2008 (базовом) году до 2,7 % в 2012 (окончание Программы) году).
В результате реализации мероприятий Программы предусматривается достижение следующих основных целей:
стимулирование экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости, созданию рабочих мест и увеличению доходов путем привлечения государственных и иных источников, финансовых ресурсов и распределения их в виде займов через систему сельскохозяйственной кредитной кооперации;
активизация развития предпринимательства и МФХ;
повышение уровня жизни сельского населения;
устойчивое развитие сельских территорий.
4. Целевые индикаторы Программы
Целевые индикаторы реализации Программы
Показатели |
2008 год (базовый) |
Годы реализации Программы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, всего, в том числе в разбивке по видам кооперативов (ед.) |
31 |
31 |
36 |
31 |
46 |
1. Перерабатывающие |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
2. Снабженческие |
3 |
3 |
6 |
9 |
12 |
3. Кредитные |
25 |
23 |
23 |
23 |
23 |
4. Удаленные рабочие места СПКК |
23 |
48 |
52 |
56 |
60 |
Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов (всего), в том числе в разбивке по видам кооперативов (%) |
80 |
87 |
88 |
92 |
100 |
1. Перерабатывающие |
66 |
75 |
75 |
80 |
100 |
2. Снабженческие |
66 |
66 |
83 |
89 |
100 |
3. Кредитные |
84 |
91 |
91 |
95 |
100 |
Доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в региональные системы (кооперативы второго и последующего уровня) (всего), в том числе в разбивке по видам кооперативов (%) |
39 |
45 |
61 |
73 |
80 |
1. Перерабатывающие |
0 |
0 |
33 |
55 |
73 |
2. Снабженческие |
0 |
0 |
70 |
75 |
78 |
3. Кредитные |
48 |
60 |
70 |
78 |
87 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) по кооперативам 1-го уровня (млн. руб.) |
50,0 |
64,8 |
92,8 |
127,3 |
162,2 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) в расчете на 1 рабо-тающий сельскохозяйственный потребительский кооператив 1-го уровня (тыс. руб.) |
2 000 |
2 400 |
2 900 |
3 350 |
3 770 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) по кооперативам 2-го уровня (млн. руб.) |
2,2 |
2,4 |
3,0 |
3,5 |
6,7 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) в расчете на 1 работающий сельскохозяйственный потребительский кооператив 2-го уровня (тыс. руб.) |
2 200 |
2 350 |
2 500 |
2 650 |
2 800 |
Численность среднегодовых работников (членов) в сельскохозяйственных потребительских кооперативах (чел.) |
4 000 |
4 480 |
5 280 |
6 400 |
8 000 |
Охват кооперативными отношениями сельского населения (соотношение числа членов кооперативов к числу сельского населения в регионе) (%) |
1,3 |
1,5 |
1,8 |
2,1 |
2,7 |
5. Перечень и описание программных мероприятий
Для создания и развития СПпК планируется осуществление следующих программных мероприятий:
1. Совершенствование правового обеспечения деятельности СПпК.
2. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов.
3. Совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества для развития МФХ и СПпК, включая формирование региональных и муниципальных гарантийных и залоговых фондов.
4. Укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для СПпК, включая компенсацию затрат на обучение и повышение квалификации специалистов потребительской кооперации.
5. Мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения Программы.
5.1. Совершенствование правового обеспечения деятельности
сельскохозяйственных потребительских кооперативов
В рамках данного мероприятия Программы предусмотреть:
при реализации права законодательной инициативы разработать и направить проекты предложений по совершенствованию Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; законодательному утверждению государственной поддержки МФХ и кооперативов;
проведение анализа правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, разработка рекомендаций по их совершенствованию;
подготовку проекта законов Томской области о поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации; проекта закона Томской области о внесении изменений в Закон Томской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области"; проекта закона Томской области о внесении изменений в закон Томской области "О личном подсобном хозяйстве в Томской области";
доведение принятых документов до заинтересованных лиц - МФХ и кооперативов;
принятие муниципальных программ социально-экономического развития сельских территорий.
5.2. Поддержка СПпК
В целях реализации Программы будут применены следующие виды поддержки СПпК, которые будут направлены на развитие областной системы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации по основным направлениям:
субсидии в целях возмещения затрат на техническое оснащение СПпК по первичной переработке молока, мяса и убоя скота;
информационно-консультационное обслуживание и научное обеспечение СПпК.
Будут использоваться собственные средства СПпК и привлеченные внебюджетные источники:
краткосрочное кредитование СПпК;
инвестиционное кредитование СПпК;
участие Томского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк", Томского отделения Сбербанка России, иных организаций в качестве ассоциированных членов СПпК.
5.3. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение
информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения
деятельности кооперативов
В Томской области работает сельскохозяйственный областной рынок, где все категории хозяйствования имеют возможность торговать своей продукцией. Рынок предоставляет 400 торговых мест, из которых половина предоставляется сельхозтоваропроизводителям на льготных условиях для торговли молочной, мясной, овощной продукцией "из первых рук". Ежегодно проводятся сезонные ярмарки с участием муниципальных образований Томской области.
Меры по развитию инфраструктуры обслуживания СПпК:
предоставление постоянных торговых мест на областном продовольственном рынке на льготных условиях;
предоставление торговых точек и площадей на рынках городов Томской области для распродажи сельхозпродукции;
организация адресной торговли на основании соглашений между муниципальными образованиями, между учреждениями социальной сферы и сельхозтоваропроизводителями;
проведение сезонных ярмарок по продаже сельхозпродукции;
расширение услуг по хранению, транспортировке, сортировке, фасовке продукции и подготовке к продаже на областном рынке;
увеличение торговых представителей от муниципальных образований, потребительских кооперативов;
организация практической помощи СПпК в организации и функционировании закупки, переработки и реализации сельскохозпродукции;
развитие системы потребительской кооперации, возобновление заготовительной деятельности.
Информационное и консультационное обеспечение деятельности СПпК:
развитие информационно-консультационной службы (далее - ИКС) Томской области определено разделом Программы развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 29.12.2007 N 580-ра, и предусматривает развитие семи районных сельскохозяйственных консультационных центров в Первомайском, Молчановском, Томском, Асиновском, Бакчарском, Шегарском районах. Аграрный научно-образовательный, производственный центр Томской области, исполняющий функции областного консультационного центра, развивает сеть сельских консультационных центров и организует их взаимодействия по оказанию консультационных услуг субъектам агропромышленного комплекса (далее - АПК);
подбор и подготовка кадров специалистов, оказывающих консультационные услуги на селе;
развитие системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (далее - СГИО СХ) для информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти в сфере АПК по управлению сельскохозяйственным производством и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирования государственных информационных ресурсов и предоставления на их основе государственных услуг в электронном виде сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскому населению, другим заинтересованным лицам и организациям;
расширение системы СГИО СХ на основе соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации мероприятий, для чего в 2009 году включить в систему СГИО СХ шесть муниципальных образований Томской области. Для оборудования рабочих мест специалистов, которым будет поручено обеспечивать предоставление информации в СГИО СХ на уровне муниципальных образований Томской области, проведены процедуры закупок оборудования, определены поставщики;
публикация информации в средствах массовой информации о работе СПпК, о материально-техническом обеспечении, о возможности и условиях получения СПпК кредитов в Томском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" и других кредитных организациях; о возможности участия Томского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" в качестве ассоциированного члена в СПпК; о популяризации кооперативного движения и достигнутых результатах; о другой информации.
5.4. Поддержка при создании и организации деятельности
сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных
уровней, ревизионных союзов
1. Подготовка и тиражирование типовых учредительных документов по созданию СПпК: устава, протокола учредительного собрания, форм заявлений для физических и юридических лиц, методики технико-экономического обоснования создания СПпК; публикация их на сайтах, в ежеквартальном информационном бюллетене "Томский агровестник".
2. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области по организационным вопросам.
3. Проведение организационно-технических мероприятий по созданию СПпК: формирование инициативных групп по созданию СПпК; подбор необходимого помещения и оборудования; определение экономической деятельности СПпК; подготовка технико-экономического обоснования создания СПпК.
4. Формирование областной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации: вступление в ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов Томской области; вступление в Томский областной СПпК (второго уровня).
5. Возмещения затрат СПпК на техническое оснащение первичной переработки молока, мяса и убоя скота.
6. Информационно-консультационное обслуживание и научное обеспечение СПпК.
5.5. Совершенствование механизмов предоставления государственного
и муниципального имущества, в том числе земель для развития МФХ и СПпК,
включая формирование областного гарантийного фонда
Совершенствование механизма предоставления государственного и муниципального имущества предусматривает мероприятия, способствующие упрощению доступа сельских жителей к неиспользуемому государственному и муниципальному имуществу в форме взносов при формировании паевого фонда СПпК, передачи в аренду помещений, оборудования, земли.
Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам власти муниципальных образований Томской области:
проводить работу с вновь созданными СПпК в части передачи им на условиях бессрочного пользования или предоставления на условиях аренды неиспользуемых производственных помещений и другого имущества, установления дифференцированной ставки арендной платы за пользование этими помещениями;
выступать организаторами создания СПпК, предоставляющих комплекс услуг сельским жителям по ведению ими сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности;
рассмотреть возможность передачи действующих розничных рынков, находящихся в муниципальной собственности, под управление СПпК для организации СПпК.
5.6. Укрепление и развитие системы подготовки
и переподготовки кадров для СПпК
Процесс развития сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в Томской области требует развития соответствующей системы обучения. Для успешного развития СПпК необходима постоянно действующая система подготовки и повышения квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей; специалистов СПпК, информационно-консультационных организаций, специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, ответственных за регулирование деятельности СПпК.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров:
развитие областного ИКС, районных информационно-консультационных центров по обучению специалистов СПпК, представителей МФХ;
практическое обучение специалистов кооперативов на базе уже действующих кооперативов (1-го уровня и 2-го уровня), в демонстрационных СПпК;
подготовка кадров в целом, в том числе на основе средств, выделяемых из федерального бюджета, для организации обучения безработных граждан через центры занятости основам предпринимательской деятельности, осуществления правовой, организационно-методической поддержки начинающим предпринимателям из числа безработных и незанятых граждан;
разработка на конкурсной основе программ по обучению специалистов для кооперативов и МФХ;
повышение квалификации специалистов СПпК, сельскохозяйственных организаций, КФХ, ЛПХ, специалистов районных управлений (отделов) сельского хозяйства в ФГОУ ДПОС "Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса";
проведение конференций, "круглых столов", ежеквартально семинаров-совещаний в целях реализации Программы и выработки согласованного взаимодействия между Администрацией Томской области, муниципальными образованиями Томской области и кредитно-финансовыми организациями по вопросу о развитии МФХ с участием председателей потребительских кооперативов, заместителей глав муниципальных образований Томской области по вопросам предпринимательства на селе, глав сельских поселений, специалистов районных отделов сельского хозяйства, представителей Томского регионального филиала "Россельхозбанк", фермерской ассоциации "Томская АККОР", информационно-консультационных центров, Союза ревизоров сельско-хозяйственных кредитных потребительских кооперативом, Союза кредитных кооперативов;
изучение и распространение положительного опыта деятельности МФХ и СПпК через средства массовой информации, ежеквартальный информационный бюллетень Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области "Томский агровестник", аналитическо-методические материалы, ежеквартальную организацию и проведение мониторинга деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов в целях повышения устойчивости развития кредитно-кооперативной сети, обобщение аналитического материала, выработку рекомендаций и распространение опыта.
5.7. Мониторинг хода выполнения Программы
Учитывая современную специфику развития СПпК, качество и эффективность деятельности системы сельскохозяйственной потребительской кооперации во взаимодействии с созданной инфраструктурой поддержки и развития предпринимательства становятся ключевыми факторами успешного развития сети сельскохозяйственной потребительской кооперации в Томской области. Именно через активное взаимодействие всех элементов инфраструктуры, созданной на селе, осуществляется обратная связь между людьми и властью, что позволяет повысить действенность государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, реально ориентировать ее на участие в реализации Программы развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 29.12.2007 N 580-ра.
Поэтому развитие сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в Томской области будет проходить через создание двухуровневой системы СПпК, в активном взаимодействии с созданной инфраструктурой поддержки малого бизнеса на селе, включающей институты и механизмы законодательной, информационной, кадровой, имущественной поддержки.
1. Ответственным за реализацию Программы является Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области.
2. Порядок организации работы по реализации Программы:
в ходе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие меняющуюся динамику развития сектора малого сельского предпринимательства, МФХ, кооперативного сектора, а также появление новых теоретических и практических разработок;
исполнителями Программы являются:
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области;
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области;
Департамент по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области;
Соисполнители:
администрации муниципальных образований Томской области (по согласованию);
ОГСУ "Фонд государственного имущества Томской области".
3. Мониторинг реализации Программы и контроль за ее исполнением осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области;
текущий мониторинг реализации Программы осуществляется ежеквартально по утвержденной Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области форме. Отчеты составляются муниципальными образованиями в разрезе каждого СПпК, зарегистрированного на его территории. СПпК ежеквартально и по итогам года предоставляется бухгалтерский отчет в Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области. Аудит финансовой деятельности проводится один раз в год Союзом ревизоров сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
4. В целях осуществления координации хода реализации Программы и оперативного устранения недостатков выполнения программных мероприятий Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области устанавливаются и рассылаются в муниципальные образования для последующего предоставления СПпК, зарегистрированным на его территории, формы текущего мониторинга.
Союз ревизоров сельскохозяйственных потребительских кооперативов устанавливает формы аудиторской проверки, которые доводятся непосредственно до СПпК.
Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные ведомственным уполномоченным органом на предстоящую отчетную дату, доводятся до СПпК Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области.
6. Социально-экономическая эффективность Программы
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Показатель |
2008 год (базовый) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение 2012 года от 2008 года |
|
+, - |
% |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) (млн. руб.) |
50,0 |
64,8 |
92,8 |
127,3 |
162,2 |
+112,2 |
325 |
Численность средне-годовых работников |
4 000 |
4 480 |
5 280 |
6 400 |
8 000 |
4 000 |
200 |
в сельскохозяйственных потребительских кооперативах (членов) (чел.) |
|
|
|
|
|
|
|
Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) в расчете на 1 среднегодового работника (члена) (тыс. руб.) |
12,5 |
14,5 |
17,6 |
19,9 |
20,3 |
+7,8 |
162 |
Среднемесячная оплата труда работника в кооперативе (руб./чел.) |
8 500 |
9 600 |
10 700 |
11 800 |
12 900 |
+4 400 |
152 |
Полная себестоимость продукции (работ, услуг) (млн. руб.) |
47,5 |
58,9 |
80,7 |
106,1 |
129,8 |
82,3 |
273 |
Прибыль (млн. руб.) |
2,5 |
5,9 |
12,1 |
21,2 |
32,4 |
29,9 |
12 раз |
Расчет эффективности расходования финансовых средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 |
2011 год |
2012 год |
Всего за 4 года |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) (ТП) |
млн. руб. |
64,8 |
92,8 |
127,3 |
162,2 |
447,1 |
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) (ДТП) |
млн. руб. |
14,8 |
28,0 |
34,5 |
34,9 |
112,2 |
Финансирование программы - всего (Ф) |
млн. руб. |
9,3 |
13,9 |
17,2 |
20,0 |
60,4 |
Показатели эффективности - Э общ. |
% |
160 |
200 |
200 |
175 |
185 |
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование расходов из средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в следующих формах:
средств на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
субсидии СПпК - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 13.02.2008 N 16а "О государственной поддержке сельского хозяйства за счет средств областного бюджета".
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусмотренных в законе об областном бюджете Томской области на соответствующий период.
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и его источники
млн. руб.
N п/п |
Мероприятия |
Источник |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2009-2012 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Субсидии на возмещение затрат сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим кооперативам на техническое оснащение первичной переработки молока, мяса и убоя скота |
Областной бюджет |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
6,3 |
18,9 |
2. |
Информационно-консультационное обслуживание и научное обеспечение сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
Областной бюджет |
2,7 |
2,7 |
2,9 |
3,0 |
11,3 |
3. |
Паевые взносы членов: действительных ассоциированных |
Внебюд-жетные фонды |
0,5 1,9 |
0,8 6,2 |
1,1 9,0 |
1,6 9,1 |
4,0 26,2 |
|
Итого |
Областной бюджет |
6,9 |
6,9 |
7,1 |
9,3 |
30,2 |
|
Итого |
Внебюд-жетные средства |
2,4 |
7,0 |
10,1 |
10,7 |
30,2 |
|
Всего |
Областной бюджет и внебюд-жетные средства |
9,3 |
13,9 |
17,2 |
20,0 |
60,4 |
8. Описание системы управления реализацией Программы
Система управления реализацией Программы предполагает распределение сфер ответственности между структурными подразделениями Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области за:
реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе - комитет по переработке сельскохозяйственной продукции и развитию предпринимательства на селе;
координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий - комитет по переработке сельскохозяйственной продукции и развитию предпринимательства на селе;
финансирование программных мероприятий - комитет по экономике, финансам и инвестициям;
мониторинг реализации Программы - комитет по переработке сельскохозяйственной продукции и развитию предпринимательства на селе;
формирование отчетности о ходе реализации Программы - комитет по экономике, финансам и инвестициям.
Риски реализации Программы
В ходе реализации Программы возможные возникающие риски, возникающие проблемы, связанные с выполнением программных мер, будут решаться путем активного и оперативного вмешательства Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области.
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
Несвоевременность подготовки и несовершенство нормативного и правового обеспечения |
Проведение экспертизы и привлечение квалифицированных кадров, лоббирование принятия изменений в законодательство |
Не достаточный уровень поддержки и неполный охват направлений развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
Увеличение размеров и расширение направлений поддержки. Поиск инвесторов, дополнительные паевые взносы, ассоциированное членство финансовых организаций |
Не соответствие инфраструктуры |
Комплексное развитие элементов инфраструктуры, включая сбыт, информационно-консультационное, научное и другого обслуживания |
Организационные риски |
Формирование инициативных групп, помощь в подготовке учредительных документов, предоставление помещений, земельных участков, иного государственного и муниципального имущества для создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
Недостаток квалифицированных специалистов и опыта ведения сельскохозяйственной кооперативной деятельности |
Организация подготовки и переподготовки кадров и изучение положительного опыта. Привлечение специалистов коллективных предприятий по совместительству |
Другие риски |
Оперативное реагирование |
Не достижение целевых показателей |
Мониторинг выполнения программы, корректировка мероприятий |
9. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2009-2012 годы.
Выполнение мероприятий Программы будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2009 год) одной из главных задач, исходя из экономической необходимости, является:
создание правовой базы;
разработка типовых документов и работа по созданию широкой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в каждом муниципальном образовании Томской области;
На предварительном этапе необходимо на уровне муниципальных образований Томской области проанализировать муниципальные программы, планы, методику, подходы к развитию МФХ, создать законодательную основу реализации этих программ (внести соответствующие изменения в законы о ЛПХ, о КФХ, о СПпК), завершить разработку и получить планы развития сельских территорий, проекты решений по финансовой поддержке в муниципальных образованиях Томской области. Также согласовать схемы и размер привлечения финансовых ресурсов из всех источников для развития МФХ на селе, для социально-экономического развития сельских территорий.
На втором этапе (2010-2012 годы) проводится активная реализация Программы:
формирование областной системы сельской потребительской кооперации в муниципальных образованиях Томской области, включая образование удаленных рабочих мест в крупных селах, а также вхождение СПпК Томской области через Томский областной СКПК (кооператив второго уровня) в общероссийскую систему сельскохозяйственной потребительской кооперации;
Для создания условий устойчивого развития МФХ Томской области и сопровождения реализации Программы в каждом муниципальном образовании Томской области создать рабочие группы и назначить ответственных специалистов за развитие МФХ. На этом этапе рабочие группы муниципальных образований Томской области на базе объектов исследования (муниципального образования, объектов малого бизнеса, КФХ, ЛПХ) реализуют мероприятия муниципальных программ развития сельских территорий. В пилотных сельских поселениях проверяются основные механизмы стабилизации и устойчивого развития МФХ, бизнеспроектов, оптимизации развития территорий производства и совершенствования экономических отношений производства и управления. Одновременно проводится мониторинг последствий реализации механизмов, изучается и обобщается опыт.
На этом этапе подготавливаются конкретные инвестиционные проекты (бизнес планы) по расширению рентабельного производства КФХ, техническому оснащению обслуживающих кооперативов, обновлению фондов. Рассчитывается сумма кредита, изучаются условия и возможности возврата.
Механизм распространения (тиражирование) опыта - важная составляющая Программы. Департамент по социально-экономическому развитию села и рабочие группы муниципальных образований Томской области с привлечение участников Программы организуют распространение апробированных механизмов устойчивого развития СПпК, МФХ, проводят мониторинг последствий реализации проектов. На основе обобщения материалов проводят семинары со специалистами муниципальных образований Томской области, сельских поселений, СПпК, КФХ, ЛПХ. Разрабатываются и лоббируются совместно с представителями федеральных и региональных органов власти предложения по совершенствованию правовой базы развития МФХ.
На каждом этапе реализации направления развития МФХ необходимо постоянное выполнение комплекса мероприятий по:
предоставлению субсидируемых кредитов и займов;
оказанию организационной и консультационной помощи гражданам, ведущим ЛПХ, КФХ, СПпК;
совершенствованию работы областного учебно-методического центра развития сельской кооперации и предпринимательства, подготовки и переподготовки кадров из числа сельских предпринимателей, представляющего необходимые информационно-консультационные услуги;
регулярному проведению мониторинга и распространению информации по развитию МФХ на территории Томской области.
Устойчивое, стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий Томской области, обеспечивающее рост эффективности экономики, поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение ландшафта, является важной частью агропродовольственной политики и развития МФХ.
Многофункциональность сельского хозяйства является одной из составляющих обеспечения благосостояния сельского населения и определяет необходимость государственного вмешательства в вопросы обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Решение данной комплексной проблемы возможно при условии сбалансированного развития сельских территорий и расположенных на их территории базовых и поддерживающих отраслей агропромышленного комплекса Томской области. Динамика экономического развития муниципальных образований Томской области определяет уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры, а также качество жизни на селе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональная программа утверждена в соответствии с постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ". Главной целью Программы является создание региональной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, увеличение объема реализации продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, и повышение уровня их доходов. Указан перечень программных мероприятий. Финансирование расходов будет осуществляться из средств областного бюджета на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; на субсидии производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с постановлением Администрации Томской области "О государственной поддержке сельского хозяйства за счет средств областного бюджета".
Распоряжение Администрации Томской области от 18 марта 2009 г. N 140-ра "Об утверждении Региональной программы "Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Томской области на 2009-2012 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был