У кого из работников входит в обязанности в учреждении вести и отвечать за личные карточки учета средств индивидуальной защиты? Может ли это быть специалист по охране труда?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Должность ответственного за ведение карточек СИЗ законодательством не установлена.
Обязанность по ведению личных карточек учета выдачи СИЗ на специалиста по охране труда, осуществляющего функции контроля за хранением, выдачей СИЗ, возлагать неправомерно.
Обоснование вывода:
Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за средствами индивидуальной защиты установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1.06.2009 N 290н, далее - Правила N 290н).
В соответствии с п. 13 Порядка N 290н работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Правилам N 290н. Обычно личная карточка учета выдачи СИЗ оформляется в бумажном виде, однако допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника (смотрите также вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3 специалистов Роструда с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Следует заметить, что должность ответственного за ведение карточек СИЗ законодательством не установлена, таким образом, хранение, выдача и списание СИЗ должны быть организованы работодателем самостоятельно. Например, если учреждение небольшое, то ответственность за обеспечение его работников СИЗ (получение от поставщика, учет на складе, выдача в эксплуатацию, списание) может быть возложена на одно должностное лицо, например, на кладовщика. В этом случае кладовщик выдает СИЗ в пользование. При наличии в учреждении нескольких подразделений (отделов) хранение и учет СИЗ на складе может осуществляться одним лицом, а их выдача в эксплуатацию и списание пришедших в негодность - другим лицом (уполномоченным на это работником подразделения (отдела)). На практике чаще всего встречается ситуация, когда за выдачу в эксплуатацию СИЗ отвечает должностное лицо подразделения или отдела*(1).
В настоящее время осуществление мероприятий по созданию и работе службы по ОТ регулируется постановлением Минтруда от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" (далее - Рекомендации N 14), а также Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными постановлением Минтруда от 22.01.2001 N 10 (далее - Постановление N 10)*(2).
Согласно п. 7.23 Рекомендаций служба охраны труда выполняет ряд функций, одной из которых является контроль за хранением, выдачей, стиркой, химической чисткой, сушкой, обеспыливанием, обезжириванием и ремонтом СИЗ. Подпунктом 3.2.6 п. 3.2. Постановления N 10 также указано на осуществление оперативного контроля за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях, в состав которого входит, в том числе контроль за использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты.
Таким образом, по нашему мнению, обязанности по ведению личных карточек учета выдачи СИЗ на специалиста по охране труда, осуществляющего контроль, в том числе за хранением, выдачей и использованием СИЗ, возлагать неправомерно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина
Ответ прошел контроль качества
11 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, в форме личной карточки учета выдачи СИЗ предусмотрена подпись руководитель структурного подразделения.
*(2) Роструд, в свою очередь, разъясняя правовой статус Рекомендаций N 14, указал, что постановления Минтруда РФ, носящие рекомендательный характер, в обязательном порядке должны учитываться всеми работодателями при организации службы охраны труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"