Условия применения закрытых конкурентных способов закупок по Закону N 44-ФЗ Смотрите в этом материале: Виды закрытых конкурентных способов закупок Случаи, когда заказчик обязан осуществить закрытую конкурентную закупку Случаи, когда заказчик вправе осуществить закрытую конкурентную закупку Выбор между закрытым конкурсом и закрытым аукционом Административная ответственность за выбор неверного способа закупки Виды закрытых конкурентных способов закупок по Закону N 44-ФЗ
В ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены следующие закрытые конкурентные способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент): - закрытый конкурс; - закрытый электронный конкурс; - закрытый аукцион; - закрытый электронный аукцион.
При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении контрагента ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок (ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Закрытый конкурс - это способ определения контрагента, при котором победителем признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке (далее - документация) (ч. 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Закрытый аукцион - это способ определения контрагента, при котором победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Случаи, когда заказчик обязан осуществить закупку путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона по Закону N 44-ФЗ
Заказчик обязан применять закрытые конкурентные способы закупок в случаях, перечисленных в ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. Выбрать открытый способ закупки в этих случаях заказчик не вправе.
В силу п. 1 ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ до 31 декабря 2023 года Правительство РФ вправе в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, устанавливать иные случаи применения закрытых конкурентных способов определения контрагентов, при которых приглашение принять участие в определении контрагента может быть направлено до 31 декабря 2023 года включительно. В настоящее время такие случаи не установлены.
В ч. 13 ст. 24 Закона N 44-ФЗ указано, в каких случаях проводятся закрытые электронные процедуры закупки, а в каких неэлектронные.
Сумма закупки при проведении любого из закрытых способов законом не ограничена.
Случаи, когда заказчик вправе осуществить закупку путем проведения закрытого электронного конкурса или закрытого электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
В силу ч. 12 ст. 24 Закона N 44-ФЗ могут применяться закрытые конкурентные способы в случае осуществления закупок: - заказчиками из числа судов; - для обеспечения деятельности судей.
Если заказчик решил осуществлять указанные закупки закрытым способом, то они, в силу абзаца первого ч. 13 ст. 24 Закона N 44-ФЗ по выбору проводятся: - закрытый электронный конкурс в соответствии со ст. 75 Закона N 44-ФЗ; - закрытый электронный аукцион в соответствии со ст. 76 Закона N 44-ФЗ.
Сумма закупки как путем проведения закрытого электронного конкурса, так и путем проведения закрытого электронного аукциона законом не ограничена.
Из ч. 12 ст. 24 Закона N 44-ФЗ следует, что в перечисленных в ней случаях возможны закупки путем проведения открытых способов (электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка у единственного поставщика), если это позволяют нормы об этих способах.
Выбор между закрытым конкурсом (в том числе электронным) и закрытым аукционом (в том числе электронным) по Закону N 44-ФЗ
При выборе между закрытым конкурсом и закрытым аукционом заказчик должен ориентироваться на аукционные перечни.
В силу ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан закупать на закрытом аукционе, закрытом электронном аукционе товары, работы, услуги, включенные в аукционные перечни, а именно в: - перечень, установленный Правительством РФ. В настоящее время действует Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р; - дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ путем проведения аукционов.
Как следует из ч. 7 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, товары, работы, услуги, не включенные в аукционные перечни, заказчик вправе закупать путем проведения как закрытого конкурса (в том числе электронного), так и закрытого аукциона (в том числе электронного).
Закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов (ч. 8 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Административная ответственность за выбор неверного способа закупки
Принятие решения о проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством, влечет административную ответственность, установленную ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
______________________________ *(1) Закупки, извещения об осуществлении которых размещены заказчиком в единой информационной системе (ЕИС), контракты с единственным контрагентом, которые заключены до включения заказчика в перечень, предусмотренный п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения, заключения такого контракта (ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах