Заключение контракта по результатам электронного конкурса и электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ Смотрите в этом материале: Процедура заключения контракта Формирование проекта контракта заказчиком Действия участника после размещения проекта контракта заказчиком Действия заказчика после размещения участником протокола разногласий Действия участника после повторного размещения проекта контракта заказчиком Подписание заказчиком контракта Признание участника уклонившимся от заключения контракта Заключение контракта с участником, который не является победителем Общие положения
В силу ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с: - победителем определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) или - иным участником закупки (в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ).
Как следует из ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, под иным участником закупки (далее - участник) понимается участник, который не отозвал свою заявку и заявке которого присвоен следующий порядковый номер после заявки участника: - который признан уклонившимся от заключения контракта; - с которым заказчик отказался заключить контракт в соответствии с чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом N 44-ФЗ, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст. 51 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). О возможности отзыва заявок после подведения итогов электронного конкурса и электронного аукциона смотрите в отдельных материалах.
Положения чч. 1 и 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ обязывают заказчика после признания участника уклонившимся от заключения контракта или выявления обстоятельств, предусмотренных чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, каждый раз заново начинать процедуру заключения контракта с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер. Таким образом, любой участник, не отозвавший заявку, может стать как контрагентом заказчика, так и быть признанным уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 20 ст. 48, ч. 9 ст. 49, пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ на стадии заключения контракта электронный конкурс и электронный аукцион могут быть признаны несостоявшимися только в случаях, если все не отозвавшие заявку участники признаны уклонившимися от заключения контракта либо заказчик отказался от заключения контракта в соответствии с чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ с участником, заявка которого была признана единственной надлежащей заявкой. Подробно о признании закупки несостоявшейся на стадии заключения контракта смотрите в отдельном материале.
Срок заключения контракта по итогам электронного конкурса и электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
Контракт, как указано в ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС): - протокола подведения итогов определения контрагента или - протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, предусмотренного подп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. О сроке заключения контракта см. также письмо Минфина России от 06.03.2025 N 24-06-09/21939.
Во всех случаях, когда требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение), контракт заключается после предоставления участником, с которым заключается контракт, такого обеспечения (ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Подробно об обеспечении исполнения контракта смотрите в отдельном материале.
Процедура заключения контракта по итогам электронного конкурса и электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
Кратко процедура заключения контракта выглядит следующим образом: - заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. При этом он вправе (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и начальной (максимальной) ценой контракта (ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); - участник размещает на электронной площадке и в ЕИС либо подписанный усиленной электронной подписью проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий (ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); - после размещения протокола разногласий заказчик повторно размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта с учетом, частичным учетом или без учета информации, содержащейся в протоколе разногласий. Такой проект контракта участник подписать обязан (чч. 4 и 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); - после подписания проекта контракта участником заказчик подписывает контракт и размещает его в ЕИС. С этого момента контракт считается заключенным (чч. 4 и 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); - если участник в установленный срок не разместил подписанный проект контракта или протокол разногласий, он считается уклонившимся от заключения контракта. В таком случае заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке протокол об уклонении участника от заключения контракта (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). После этого заказчик заново начинает процедуру заключения контракта с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Формирование проекта контракта заказчиком по Закону N 44-ФЗ по итогам электронного конкурса и электронного аукциона ВниманиеПри закупках, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС с 1 апреля 2024 года, заказчик обязан формировать и подписывать контракт с использованием ЕИС в структурированном виде ("цифровой контракт"). Согласно ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения контрагента или протокола об уклонении участника от заключения контракта: - формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте ЕИС) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ (т. е. содержащийся в извещении). Информация, которую должен содержать такой проект контракта, рассмотрена в отдельном материале (п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); - при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, на количество товара, предусмотренное в извещении. Участник вправе отказаться от заключения контракта на таких условиях путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Действия участника электронного конкурса и электронного аукциона, с которым заключается контракт по Закону N 44-ФЗ, после размещения проекта контракта заказчиком
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ после размещения заказчиком проекта контракта участник, с которым заключается контракт, осуществляет одно из действий, предусмотренных этой нормой.
1. Подписание проекта контракта и предоставление обеспечения исполнения контракта Участник в силу п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте ЕИС): - подписанный проект контракта; - документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ).
Кроме того, в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона N 44-ФЗ (при применении антидемпинговых мер), участник одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной нормой (подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
В случае, когда по результатам определения контрагента определен размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта, участник также вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере такой платы (подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
2. Формирование протокола разногласий Участник не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника, и размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте ЕИС) протокол разногласий (п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Участник формирует протокол разногласий в случаях: - наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении, и положениям заявки участника, с которым заключается контракт (подп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); - несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, об увеличении количества поставляемого товара на разницу между НМЦК и ценой контракта (подп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, участник может выбрать как одно из оснований формирования протокола разногласий, так и сразу два.
Действия заказчика по Закону N 44-ФЗ после размещения участником электронного конкурса и электронного аукциона, с которым заключается контракт, протокола разногласий
Как следует из ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем размещения участником, с которым заключается контракт, протокола разногласий в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте ЕИС) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта: - с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий (п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), либо - без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий. В этом случае заказчик также формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте ЕИС) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (о несогласии участника заключить контракт с увеличенным количеством поставляемого товара), подлежит обязательному учету (п. 3 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Действия участника электронного конкурса и электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ, с которым заключается контракт, после повторного размещения проекта контракта заказчиком
В силу ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пп. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (т. е. повторного размещения проекта контракта заказчиком без учета или с учетом протокола разногласий участника), участник, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, т. е. подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте ЕИС): - подписанный проект контракта; - документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ) (см. также письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195).
Кроме того, в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона N 44-ФЗ (при применении антидемпинговых мер), участник одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной нормой (подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
В случае, когда по результатам определения контрагента определен размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта, участник также вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере такой платы (подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Из ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ следует, что проект контракта, который заказчик разместил повторно, участник подписать обязан, даже если этот проект не учитывает информацию, содержащуюся в протоколе разногласий.
Подписание контракта заказчиком по Закону N 44-ФЗ по итогам электронного конкурса и электронного аукциона
Как указано в п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, если участник разместил на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте ЕИС) информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (подписанный проект контракта, документы об обеспечении его исполнения и необходимые при применении антидемпинговых мер), то заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) контракт.
Разместить подписанный контракт заказчик должен не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем размещения участником информации и документов, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения контрагента или протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, предусмотренного подп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, письмо Минфина России от 06.03.2025 N 24-06-09/21939).
Если по результатам определения контрагента определен размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта, заказчик размещает подписанный контракт при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере такой платы (п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Отметим, что такое правило предусмотрено только для случая, когда заказчик подписывает контракт, к проекту которого участник не формировал протокол разногласий. Однако очевидно, оно должно применяться и к случаю, когда заказчик подписывает контракт, к проекту которого участник формировал такой протокол.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ контракт считается заключенным в день размещения в ЕИС контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте ЕИС. Отметим, что данное правило предусмотрено только для случая, когда заказчик подписывает контракт, к проекту которого участник формировал протокол разногласий. Однако очевидно, что оно применимо к любому контракту.
В отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС с 1 апреля 2024 года (ч. 11 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ), информация, указанная в ст. 103 Закона N 44-ФЗ, направляется в реестр контрактов с использованием ЕИС в силу ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания контракта (см. также письмо Минфина России от 27.06.2023 N 24-06-09/59482). Подробно об этом реестре смотрите в отдельном материале. Если извещение размещено в ЕИС до указанной даты, заказчик направляет названную информацию в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Признание участника электронного конкурса и электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ уклонившимся от заключения контракта
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник, с которым заключается контракт, который не выполнил требования, предусмотренные чч. 3 и ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (т. е. в установленный срок не подписал проект контракта либо не сформировал протокол разногласий), считается уклонившимся от заключения контракта.
В этом случае заказчик в силу п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником требований, предусмотренных чч. 3 и 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ: - формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки уклонившегося от заключения контракта участника, указание на не выполненные им требования (подп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); - формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в день размещения в ЕИС протокола об уклонении участника от заключения контракта, обращение о включении информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) (подп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Оператор электронной площадки не позднее 1 часа с момента размещения заказчиком протокола об уклонении участника от заключения контракта направляет этому участнику уведомление о таком размещении (п. 3 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 8 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением участника от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в закупке.
Заключение контракта с участником электронного конкурса и электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ, который не является победителем
Согласно ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик в порядке, установленном ст. 51 Закона N 44-ФЗ, заключает контракт с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку, в случае: - если участник признан уклонившимся от заключения контракта (п. 1 ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); - отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Из ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик обязан начать заново процедуру заключения контракта в указанных в ней случаях. При этом никак не ограничено количество раз, когда процедура заключения контракта возобновляется с новым участником. Следовательно, любой участник, не отозвавший заявку после подведения итогов определения контрагента, может в итоге оказаться в ситуации необходимости заключения контракта.
Отметим, что оформление отказа заказчика от заключения контракта в случаях, предусмотренных чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, предусмотрено ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В этом случае заказчик формирует и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. На наш взгляд, в такой ситуации именно с даты размещения такого протокола начинает течь срок для заключения контракта с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер. Подробно об отказе заказчика от заключения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ смотрите в отдельном материале. Частью 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрены дополнительные по отношению к общеустановленным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ основания отказа от заключения контракта с победителем определения контрагента при закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Смотрите об этом в отдельном материале.
|
Темы Проведение электронного конкурса по Закону N 44-ФЗ Проведение электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
См. также Практические ситуации
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах