Включение информации в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ при расторжении контракта по причине введения санкций
Смотрите в этом материале:
Действия заказчика при одностороннем отказе от исполнения контракта
Действия контрагента при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта
Общие положения
В силу ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) включается информация в том числе о поставщике, подрядчике, исполнителе (далее - контрагент), с которым контракт расторгнут в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения в связи с существенным нарушением им условий контракта.
Ведет РНП в силу ч. 1 ст. 104 Закона N 44-ФЗ ФАС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (далее также - контрольный орган, орган контроля) (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Абзацем третьим подп. "в" п. 15 Правил установлено, что введение в отношении контрагента политических или экономических санкций и (или) мер ограничительного характера относится к обстоятельствам непреодолимой силы, при которых в указанном выше случае в РНП не включаются сведения о контрагенте.
При этом контрагент должен представить информацию и документы, подтверждающие такие обстоятельства, в орган контроля (абзац первый п. 15, абзац первый подп. "в" п. 15 Правил).
В силу того же абзаца третьего подп. "в" п. 15 Правил к таким обстоятельствам непреодолимой силы не относится отказ контрагента от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. В таком случае согласно абзацу третьему подп. "в" п. 16 Правил при расторжении контракта заказчиком в одностороннем порядке сведения о контрагенте будут внесены в РНП с указанием причины.
Действия заказчика при одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением контрагентом обязательств по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера
Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо особенностей для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением контрагентом его условий по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера. Соответственно, контракт в таком случае расторгается заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта была предусмотрена в самом контракте.
Процедура расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от его исполнения рассмотрена в отдельном материале.
Отдельно отметим, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает требования о том, что контрагенту необходимо представить заказчику информацию и документы, подтверждающие введение в отношении него санкций и (или) мер ограничительного характера. Даже в том случае, если такие информация и документы будут предоставлены заказчику, правовых последствий это не повлечет.
Не позднее чем через 3 рабочих дня с даты расторжения контракта заказчик обязан направить в контрольный орган обращение о включении информации о контрагенте в РНП (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Подробно о направлении заказчиком информации в РНП смотрите в отдельном материале.
Действия контрагента при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением контрагентом обязательств по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера
После того, как заказчик направил обращение о включении информации о контрагенте в РНП в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, в силу абзаца первого п. 15 Правил орган контроля может принять решение об отказе во включении в РНП информации о контрагенте.
Такое решение принимается контрольным органом, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 Правил, контрагент в соответствии с абзацем третьим подп. "в" п. 15 Правил представил информацию и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций и (или) мер ограничительного характера.
В силу подп. "а" п. 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) рассматривает обращение и проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта. При этом контрагент вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля и представлять информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта.
По результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение об отказе во включении сведений о контрагенте в РНП, если подтвердятся обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил (подп. "б" п. 13 Правил).
Таким образом, если введение санкций и (или) мер ограничительного характера повлекло невозможность исполнения контрагентом контракта и, как следствие, расторжение контракта заказчиком и направление обращения о включении сведений в РНП, контрагенту целесообразно с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии органа контроля с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера (см. письмо Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768).
В письме Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 также отмечено, что к информации и документам, подтверждающим введение санкций и (или) мер ограничительного характера могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть последовательно развивающиеся события от введения санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах