Требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора при конкурентных закупках с участием исключительно МСП по Закону N 223-ФЗ (с 1 октября 2022 года)
Смотрите в этом материале:
Общие требования к независимой гарантии, обеспечивающей исполнение договора
Требования к форме независимой гарантии
Дополнительные требования к независимой гарантии
Общие требования к независимой гарантии, обеспечивающей исполнение договора, заключенного по итогам закупки среди МСП
Требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключенного по итогам конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - договор, МСП), с 1 июля 2022 года предусмотрены ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.
Такая независимая гарантия:
- должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 14.1, абзац первый ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- не может быть отозвана выдавшим ее гарантом (п. 3 ч. 14.1, абзац первый ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
С 1 апреля 2023 года информация о независимой гарантии, обеспечивающей исполнение договора (далее - независимая гарантия), должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 14.1, абзац первый ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 16.04.2022 N 109-ФЗ).
В соответствии ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ независимая гарантия должна содержать:
- условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования (подп. "а" п. 4 ч. 14.1, абзац первый ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством РФ в соответствии с п. 4 ч. 32 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ (подп. "б" п. 4 ч. 14.1, абзац первый ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Этот перечень рассмотрен в соответствующем разделе настоящего материала;
- указание на срок ее действия, который не может составлять менее 1 месяца с даты окончания предусмотренного извещением об осуществлении конкурентной закупки с участием МСП, документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства (п. 1 ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 31 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ независимая гарантия не должна содержать условие о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых независимой гарантией.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 утверждено Положение о независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки (далее - Положение).
В Положении, в частности, содержатся:
- требования к форме независимой гарантии, обеспечивающей исполнение договора;
- дополнительные требования к такой независимой гарантии;
- условия, которые не должна содержать такая независимая гарантия;
- документы, которые заказчик представляет гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии.
Требования к форме независимой гарантии, обеспечивающей исполнение договора, заключенного по итогам закупки среди МСП
В силу п. 3 Положения независимая гарантия выдается участнику закупки:
- в письменной форме на бумажном носителе. В этом случае гарантия должна быть подписана лицом, имеющим право действовать от имени гаранта, а все листы такой гарантии должны быть прошиты и пронумерованы (п. 4 Положения);
- в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта.
Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, должна быть составлена по типовой форме, приведенной в Приложении N 3 к Положению (п. 6 Положения).
Дополнительные требования к независимой гарантии, обеспечивающей исполнение договора, заключенного по итогам закупки среди МСП
Дополнительные требования к независимой гарантии, обеспечивающей исполнение договора, установлены в п. 6 Положения.
Такая независимая гарантия должна быть составлена на условиях, определенных гражданским законодательством и Законом N 223-ФЗ, и содержать следующие дополнительные требования:
- условие о праве заказчика (бенефициара) предъявлять до окончания срока действия независимой гарантии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспеченных ею обязательств составленное по форме, приведенной в Приложении N 4 к Положению, требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии в размере цены договора, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, которые предусмотрены договором и в отношении которых заказчиком (бенефициаром) осуществлена приемка, но не превышающем размер обеспечения исполнения договора (подп. "а" п. 6 Положения);
- условие о праве заказчика (бенефициара) направлять требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (бенефициара). Выбор формы направления такого требования осуществляется заказчиком (бенефициаром) самостоятельно. В случае направления требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии на бумажном носителе представляются оригиналы указанных в п. 9 Положения документов или заверенные заказчиком (бенефициаром) их копии. Если копия документа заверена лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заказчика (бенефициара), также представляется документ, подтверждающий полномочия такого лица на осуществление действий от имени заказчика (бенефициара). В случае направления требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии в форме электронного документа документы, предусмотренные перечнем, указанным в п. 9 Положения, представляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (бенефициара) (подп. "б" п. 6 Положения);
- условие об обязанности гаранта рассмотреть требование заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого требования и документов, предусмотренных перечнем, указанным в п. 9 Положения (подп. "в" п. 6 Положения);
- условие о праве заказчика (бенефециара) передавать право требования по независимой гарантии в случае перемены заказчика при осуществлении закупки с предварительным извещением об этом гаранта (абзац четвертый подп. "а" п. 5, подп. "г" п. 6 Положения);
- условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением гарантом денежных средств по независимой гарантии, несет гарант (подп. "в" п. 5, подп. "г" п. 6 Положения);
- условие о том, что исключение банка (если независимая гарантия выдана банком) из перечня, предусмотренного ч. 1.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), являющегося участником национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренного Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (если независимая гарантия выдана таким фондом), из перечня, предусмотренного ч. 1.7 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, не прекращает действия независимой гарантии и не освобождает гаранта от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ее условий (подп. "г" п. 5, подп. "г" п. 6 Положения);
- условие о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде (подп. "д" п. 5, подп. "г" п. 6 Положения);
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (бенефициару), указанный заказчиком (бенефициаром) в требовании об уплате денежной суммы по независимой гарантии (подп. "е" п. 5, подп. "г" п. 6 Положения).
Условия, которые не должна содержать независимая гарантия, обеспечивающая исполнение договора, заключенного по итогам закупки среди МСП
Как указано в п. 7 Положения, независимая гарантия не должна содержать условия:
- предусматривающие или влекущие представление заказчиком (бенефициаром) гаранту, в том числе одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, документов, не предусмотренных перечнем, указанным в п. 9 Положения (подп. "а" п. 7 Положения);
- о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по независимой гарантии в случае непредставления заказчиком (бенефициаром) гаранту уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий договора или о расторжении договора (подп. "б" п. 7 Положения);
- допускающие или влекущие взимание гарантом с заказчика (бенефициара) платы за представление заказчиком (бенефициаром) гаранту требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленного в форме электронного документа, или влекущие необходимость использования заказчиком (бенефициаром) информационных систем, предусматривающих взимание с него платы при представлении такого требования в форме электронного документа (подп. "в" п. 7 Положения).
Документы, которые заказчик представляет гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения договора, заключенного по итогам закупки среди МСП
Перечень документов, подлежащих представлению заказчиком (бенефициаром) гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения договора, предусмотрен п. 9 Положения.
К таким документам относятся:
- расчет суммы, включаемой в требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии (подп. "а" п. 9 Положения);
- документ, содержащий указание на нарушения принципалом обязательств, предусмотренных договором (подп. "б" п. 9 Положения);
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии (доверенность) (если такое требование подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара) (подп. "в" п. 9 Положения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах