Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ в период действия военного положения, а также на территориях новых субъектов РФ в 2023 году
Смотрите в этом материале:
Особенности закупок на территориях, на которых введено военное положение
Особенности закупок в 2023 году на территориях новых субъектов РФ
Общие положения
В силу ч. 73 ст. 112 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать особенности планирования и осуществления в 2023 - 2025 годах закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях.
Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" Правительство РФ определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также порядок прекращения действия ранее заключенных договоров (контрактов).
На основании указанных норм постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559 (далее - Постановление N 2559), которое вступило в силу с 20 января 2023 года, установлены особенности закупок:
- в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение;
- в 2023 году для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях.
Особенности планирования закупок у единственного контрагента в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение, рассмотрены в отдельном материале.
Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ на территориях, на которых введено военное положение
Согласно подп. "а" п. 1 Постановления N 2559 в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в период действия военного положения заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение, у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент).
Правила, действующие в отношении контрактов, заключаемых при осуществлении указанных выше закупок, установлены подп. "б" п. 1 Постановления N 2559. К таким контрактам:
- применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся закупок, осуществляемых в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, за исключением положений ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, т. е. заказчик не должен уведомлять ФАС России как контрольный орган в сфере закупок (см. п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728) о заключении контракта (абзац второй подп. "б" п. 1 Постановления N 2559);
- заказчики вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, за исключением случая, если указанным контрактом предусмотрена выплата аванса и расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению (абзац третий подп. "б" п. 1 Постановления N 2559);
- контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок. В этом случае заказчики вправе не применять к контракту требования чч. 4 - 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (включение в контракт условия об ответственности заказчика и контрагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (штраф, пеня)) и чч. 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (применение заказчиком типовых условий контрактов, включение в контракт графика его исполнения при превышении определенных законом срока исполнения обязательств и цены контракта, включение в контракт условия о порядке и сроках оплаты товаров, работ, услуг, о порядке и сроке предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком контрагенту, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта) (абзац четвертый подп. "б" п. 1 Постановления N 2559).
Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ в 2023 году на территориях новых субъектов РФ (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область, Херсонская область)
Особенности закупок в 2023 году для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, установлены п. 2 Постановления N 2559.
В силу подп. "а" п. 2 Постановления N 2559 заказчики при осуществлении таких закупок вправе не руководствоваться положениями:
- ст. 19 Закона N 44-ФЗ (нормирование закупок);
- ст. 20 Закона N 44-ФЗ (общественное обсуждение закупок);
- ст. 30 Закона N 44-ФЗ (участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках);
- чч. 2 - 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (дополнительные требования к участникам закупок);
- ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ (требование к работникам контрактной службы, контрактному управляющему о наличии высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок);
- ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ (требование о включении заказчиком в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки).
Кроме того, в силу подп. "б" п. 2 Постановления N 2559 заказчики вправе осуществлять закупки на территориях новых субъектов РФ в соответствии с п. 1 Постановления N 2559, т. е. у единственного контрагента по правилам, установленным для закупок на территориях, на которых введено военное положение. Эти правила рассмотрены в выше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах