Положение о системе управления охраной труда в организации: сравнение старых и новых норм (приказов Минтруда N 438н и 776н).
С 1 марта 2022 г. вступает в силу приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда" (далее- Приказ N776н), с этой же даты утрачивает силу действующий приказ Минтруда от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (далее- Приказ N 438н).
В нашем материале представлен сравнительный анализ указанных приказов, при этом аналогичные нормы не приводятся. Для удобства восприятия отличия, нововведения, изменения выделены жирным шрифтом.
Приказ Минтруда от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" |
Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда" |
п. 1 Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. |
п. 1. Примерное положение о системе управления охраной труда (далее - Примерное положение) разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда 1 посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения. |
п. 4 СУОТ представляет собой единство: а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц; б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда; в) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации. |
п. 2 СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя. СУОТ представляет собой единство: а) организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления; б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда; в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы. |
п.2 Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда*(1) с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства. |
п. 3 Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда. |
п. 3 СУОТ должна быть совместимой с другими системами управления, действующими у работодателя. Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда*(1). Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения предусмотренных пунктом 19 настоящего Типового положения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей в соответствии с пунктами 22 и 25 настоящего Типового положения. |
В указанном виде отсутствует, условно можно соотнести с п. 78: Допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда. |
Отсутствует |
п. 4. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) организации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя: а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда; б) соблюдение законодательных и иных норм; в) достижение целей в области охраны труда. |
Отсутствует |
п. 5 СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учётом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон. |
п.5 Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя.
п. 6. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя. |
п.6 Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (филиалах, обособленных подразделениях, территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя, находящихся в его ведении.
п. 7. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ. В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, разрабатывается и утверждается распорядительным документом работодателя положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ. |
Отсутствует |
п. 8 При определении состава соблюдаемых работодателем норм Примерного положения и их полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями. |
п. 8 В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы): а) политика работодателя в области охраны труда; б) цели работодателя в области охраны труда; в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя); г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая: процедуру подготовки работников по охране труда; процедуру организации и проведения оценки условий труда; процедуру управления профессиональными рисками; процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников; процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях; процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников; процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами; процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием; процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией; д) планирование мероприятий по реализации процедур; е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур; ж) планирование улучшений функционирования СУОТ; з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания; и) управление документами СУОТ. |
В указанном виде отсутствует, частично положения подп. "г" п. 8 (процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда) Приказа N 438н упоминаются и поименованы в п. 47 как основные процессы по охране труда:
п. 47. Основными процессами по охране труда являются: а) специальная оценка условий труда (далее - СОУТ); б) оценка профессиональных рисков (далее - ОПР); в) проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников; г) проведение обучения работников; д) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ); е) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений; ж) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования; з) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов; и) обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов; к) обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов; л) обеспечение безопасности работников подрядных организаций; м) санитарно-бытовое обеспечение работников; н) выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов; о) обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием; п) обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; р) обеспечение социального страхования работников; с) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля; т) реагирование на аварийные ситуации; у) реагирование на несчастные случаи; ф) реагирование на профессиональные заболевания. |
п. 9 Политика работодателя в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. |
п. 9 Политика (стратегия) в области охраны труда является: локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников; публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. |
п. 10 Политика по охране труда обеспечивает: а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности; б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда; в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками; г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов; д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ; е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия; ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда; з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности. |
п.10 Политика (стратегия) по охране труда: а) направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности б) направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; в) соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда; г) отражает цели в области охраны труда; д) включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах; е) включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ; ж) учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). |
п. 11 В Политике по охране труда отражаются: а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда; б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников; в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников; г) порядок совершенствования функционирования СУОТ. |
В указанном виде отсутствует, частично некоторые положения п. 11 Приказа N 438н упоминаются в п. 10 Приказа N 776н (см. выше) |
п. 12 При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда. |
В указанном виде отсутствует, см. подп. "ж" п. 10 Приказа N 776н |
п. 13 Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя. |
|
Отсутствует, условно можно соотнести с п. 51: С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План). |
п. 11 Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется оценивать на актуальность и соответствие стратегическим задачам по охране труда и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ. |
В указанном виде отсутствует, условно можно соотнести с п. 17: Распределение обязанностей*(2) в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления. |
п.12 Работодателю рекомендуется обеспечивать: а) предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ; б) документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления организацией информации об ответственных лицах и их полномочиях. |
В указанном виде отсутствует, условно можно соотнести с: - подп. "д" п. 52: В Плане отражаются ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления; - абз. 1 п. 26: На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору, или работодателя - индивидуального предпринимателя (лично), руководителя организации, другого уполномоченного работодателем работника, осуществляющих функции службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда (далее - служба (специалист) охраны труда). |
п.13 Работодателю рекомендуется назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ организации с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия рекомендуется доводить до сведения работников на всех уровнях управления организацией. |
В указанном виде отсутствует, выборочные положения см. в подп. "е" п. 10, п. 12 Приказа N 438н. |
п.14 Разработку, внедрение и поддержку процесса(ов) взаимодействия (консультаций) с работниками и их участия (а также, при их наличии, участия представителей работников) в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда рекомендуется обеспечивать в том числе с учетом: а) определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах; б) обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ; в) определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ. |
Управление охраной труда должно осуществляться при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда работодателя (при наличии). |
п.15 Управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей (представительных органов), в том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда 2 работодателя (при наличии) или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. |
Отсутствует |
п.16 Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ. В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам: а) установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ; б) установление целей в области охраны труда и планирование их достижения; в) выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда; г) определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда; д) установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда. |
Раздел отсутствует, некоторые требования содержатся в разделах: - III."Цели работодателя в области охраны труда ; - V."Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда"; |
|
Отсутствует |
п.17 При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности. |
В указанном виде норма отсутствует, частично соответствует п.33 Раздела V. "Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда" Приказа N 438н: п. 33 С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков. |
п.18 Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков 3 |
В указанном виде норма отсутствует, в ином виде упомянута в п.34 Раздела V. "Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда" Приказа N 438н: п. 34 Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. |
п. 19 Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей 4. |
В указанном виде норма отсутствует, частично соответствует п.36 Раздела V. "Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда" Приказа N 438н:
п. 36 При рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. |
п. 20. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей рекомендуется осуществлять исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных работодателю объектах. |
Отсутствует |
п. 21 Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, рекомендуется осуществлять для всех выявленных (идентифицированных) опасностей. |
п. 37 Раздела V. "Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда": Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.
Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. |
п. 22 Методы оценки уровня профессиональных рисков работодателю рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков 5, выявленных (идентифицированных) опасностей. п. 23 Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя. |
Отсутствует |
п.24 Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией. |
Отсутствует, условно можно соотнести с п. 36: При рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. |
п. 25 Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку 6. |
Отсутствует |
п. 26 Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных у работодателя опасностей или снижение уровня профессионального риска. |
Перечень опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, перечислен в п. 35 |
п.27. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении N 1. Работодатель вправе изменять перечень указанных опасностей или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности.
Внимание! Примечание: В данном материале сравнительный анализ указанных опасностей не приводится ввиду большого объема и значительного изменения их содержания, в том числе установления Минтрудом нового показателя - мер управления/контроля профессиональных рисков |
См. п. 2 |
п. 28 Относящиеся к деятельности работодателя государственные нормативные требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ. |
В указанном виде норма отсутствует, частично соответствует п.51 Раздела VI. "Планирование мероприятий по реализации процедур" Приказа N 438н:
п. 51 С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План). |
п. 29 Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ. |
п. 52 В Плане отражаются: а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя; б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур; в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур; г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур; д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления; е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур. |
п. 30 В Плане мероприятий по охране труда организации рекомендуется указывать следующие примерные сведения: а) наименование мероприятий; б) ожидаемый результат по каждому мероприятию; в) сроки реализации по каждому мероприятию; г) ответственные лица за реализацию мероприятий; д) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий |
Отсутствует |
п. 31 При составлении Плана мероприятий по охране труда организации работодатель вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков 7. |
Отсутствует |
п. 32 Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая: а) изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; б) изменения в условиях труда работниках (результатах специальной оценки условий труда (СОУТ и ОПР); в) внедрение новой продукции, услуг и процессов или изменение существующих продукции, услуг и процессов, сопровождающихся изменением расположения рабочих мест и производственной среды (здания и сооружения, оборудование, технологические процессы, инструменты, материалы и сырье). |
Отсутствует |
п. 33 При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда рекомендуется учитывать имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные (функциональные) возможности. |
Отсутствует |
п. 34. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда. |
Раздел III. Цели работодателя в области охраны труда п.14 Основные цели работодателя в области охраны труда (далее - цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом V настоящего Типового положения.
п.15 Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя.
п. 16 Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей. |
п.35 Принятые цели по охране труда рекомендуется достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных главой II настоящего Примерного положения.
п.37 Количество целей по охране труда работодателю рекомендуется определять с учетом специфики его производственной деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
п. 36. Цели рекомендуется формулировать с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей. |
Отсутствует |
п. 38 При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе: а) возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения; б) возможность учета: 1) применимых норм; 2) результатов оценки рисков; 3) результатов консультаций с работниками и, при их наличии, представителями работников. |
Отсутствует |
п.39 Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ. |
Отсутствует |
п.40 При планировании достижения целей работодателю рекомендуется определять: а) необходимые ресурсы; б) ответственных лиц; в) сроки достижения целей (цели могут быть долгосрочными и краткосрочными); г) способы и показатели оценки уровня достижения целей; д) влияние поставленных целей в области охраны труда на бизнес-процессы организации. |
Отсутствует |
п. 41. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ работодателю при соблюдении государственных нормативных требований охраны труда рекомендуется использовать передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда 8, свои финансовые, производственные (функциональные) возможности, а также учитывать возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон. |
Отсутствует |
п. 42 Для обеспечения функционирования СУОТ работодателю рекомендуется: а) определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов (включая положения профессиональных стандартов); б) обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на их; в) обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда; г) документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда. |
В указанном виде отсутствует, условно соответствует подп. "а" п. 29: В качестве обязанностей в сфере охраны труда могут устанавливаться следующие: обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда |
п. 43 Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства 9. |
В указанном виде отсутствует, условно можно соотнести с подп. "а" п. 29: В качестве обязанностей в сфере охраны труда могут устанавливаться следующие: осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях |
п. 44 Рекомендуется информировать работников в рамках СУОТ: а) о политике и целях в области охраны труда; б) о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение; в) о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений); г) об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления. |
п. 41 Раздела V. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда: С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления. |
п. 45. Порядок информирования работников и порядок взаимодействия с работниками работодателю (руководителю организации) рекомендуется установить с учетом специфики деятельности организации с учетом форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов 10. |
п. 42 Раздела V. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда: Указанное в пункте 41 настоящего Типового положения информирование может осуществляться в форме: а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника; б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте; в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах; г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров; д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах. |
п. 46 При информировании работников допускается учитывать следующие формы доведения информации: а) включение соответствующих положений в трудовой договор работника; б) ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков; в) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон; г) изготовления и распространения аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; д) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; е) размещения соответствующей информации в общедоступных местах; ж) проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией. |
Пункты 17-29 раздела IV. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя) |
В указанном виде нормы отсутствуют, выборочно соответствуют некоторым положениям Раздела V. "Функционирование" Приказа 776н (см. соответствующий раздел ниже) |
В указанном виде нормы отсутствуют, частично положения п. 47 Приказа N 776н упоминаются в подп. "г" п. 8 как процедуры, направленные на достижение целей в области ОТ, а не как процессы по ОТ, упомянутые в Приказе N 776н
п. 8 В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы): г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая: процедуру подготовки работников по охране труда; процедуру организации и проведения оценки условий труда; процедуру управления профессиональными рисками; процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников; процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях; процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников; процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами; процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием; процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией; д) планирование мероприятий по реализации процедур; е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур; ж) планирование улучшений функционирования СУОТ; з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания; и) управление документами СУОТ |
п. 47. Основными процессами по охране труда являются: а) специальная оценка условий труда (далее- СОУТ); б) оценка профессиональных рисков (далее - ОПР); в) проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников; г) проведение обучения работников; д) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ); е) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений; ж) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования; з) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов; и) обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов; к) обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов; л) обеспечение безопасности работников подрядных организаций; м) санитарно-бытовое обеспечение работников; н) выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов; о) обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием; п) обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; р) обеспечение социального страхования работников; с) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля; т) реагирование на аварийные ситуации; у) реагирование на несчастные случаи; ф) реагирование на профессиональные заболевания. |
Отсутствует
См. Раздел IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
Отсутствует |
п. 48 Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ организации. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
п. 49 Процессы, представленные в подпунктах "в" - "д" пункта 47 Примерного положения, представляют собой группу процессов, направленных на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе.
п. 50 Процессы, представленные в подпунктах "е" - "л" пункта 47 Примерного положения представляют собой группу процессов, направленных на обеспечение безопасной производственной среды в рамках функционирования процессов в организации.
п. 51 Процессы, представленные в подпунктах "м" - "с" пункта 47 Примерного положения представляют собой группу сопутствующих процессов по охране труда.
п. 52 Процессы, представленные в подпунктах "т" - "ф" пункта 47 Примерного положения, представляют собой группу процессов реагирования на ситуации.
п. 53 Перечень процессов допуска работников к самостоятельной работе, обеспечения безопасной производственной среды, сопутствующих процессов в СУОТ организации рекомендуется формировать по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков, численности и состава работников организации, видов выполняемых работ при осуществлении производственной деятельности.
п. 54 Перечень основных процессов СУОТ в целях обеспечения ее функционирования работодателю рекомендуется устанавливать с учетом специфики его деятельности в локальном акте о создании СУОТ. |
Частичное (выборочное) соответствие:
Раздел V. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя) Раздел VI. Планирование мероприятий по реализации процедур Раздел X. Управление документами СУОТ |
п. 55 Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются: а) планирование мероприятий по охране труда; б) выполнение мероприятий по охране труда; в) контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля; г) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ; д) управление документами СУОТ; е) информирование работников и взаимодействие с ними; ж) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ. |
VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур; |
|
Отсутствует |
п.60 Работодателю рекомендуется определить: а) объект контроля, включая: 1) соблюдение законодательных и иных требований; 2) виды работ и производственные процессы, связанные с идентифицированными опасностями; з) степень достижения целей в области охраны труда; б) методы контроля показателей; в) критерии оценки показателей в области охраны труда; г) виды контроля. |
Отсутствует |
п. 61 Работодателю рекомендуется обеспечить создание, применение и поддержание в работоспособном состоянии системы контроля, измерения, анализа и оценки показателей функционирования СУОТ и своей деятельности в области охраны труда. |
п. 53 С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих: а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур; в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ. |
п. 62 Работодателю рекомендуется разработать порядок контроля и оценки результативности функционирования СУОТ в том числе:
а) оценки соответствия состояния условий и охраны труда действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда, подлежащим безусловному выполнению; б) получения информации для определения результативности и эффективности процедур по охране труда; в) получения данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию СУОТ. |
п. 54 Работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом. |
п. 63 Работодателю, исходя из специфики своей деятельности, рекомендуется определить основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся: а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов, в том числе выполнения работ повышенной опасности, примерный перечень которых приведен в приложении N 2 и не является исчерпывающим для организации (может быть расширен по решению работодателя); выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур; б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований); в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов; г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.
Внимание! Примечание: Указанный в приложении N2 Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников, в Приказе N 348н не содержится. |
п. 55 Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур. |
п. 64 Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране труда на каждом уровне управления работодатель вправе реализовать многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и контроля показателей реализации процедур с учетомПримерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников своей организационной структуры, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения. |
п.65 Работодатель вправе предусмотреть и реализовать возможность осуществления внешнего контроля и оценки результативности функционирования СУОТ организации, контроля и анализа показателей реализации процедур и мероприятий по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию. |
п. 59. При планировании улучшения функционирования СУОТ работодатель проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей: а) степень достижения целей работодателя в области охраны труда; б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ; е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ. |
п. 66 При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, работодателю рекомендуется оценивать следующие показатели: а) достижение поставленных целей в области охраны труда; б) способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда; в) эффективность действий, намеченных работодателем (руководителем организации) на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ; г) необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя; д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ; е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ; ж) полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер. |
п. 56 Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта. |
п. 67 Работодателю рекомендуется фиксировать и сохранять соответствующую информацию по результатам контроля функционирования СУОТ, а также реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, содержащую результаты контроля, измерений, анализа и оценки показателей деятельности. |
Отсутствует |
п. 68 Примерный перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется, но не ограничивается, следующими данными: - абсолютные показатели - время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества; - относительные показатели - план/факт, удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами; - качественные показатели - актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ. |
п. 57 В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия. |
п. 69 Результаты контроля рекомендуется использовать работодателю (руководителю организации) для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений по её актуализации, изменению, совершенствованию. |
п. 58 С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов. |
п. 70 В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон. |
Отсутствует |
п. 71 Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом. |
Отсутствует |
п. 72 Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ работодателю рекомендуется определить с учетом специфики его деятельности в локальном акте о создании своей СУОТ. |
см. п. 57 |
п. 73 С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодателю рекомендуется установить и фиксировать порядок разработки корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ. Корректирующие действия рекомендуется разрабатывать в том числе на основе результатов выполнения мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследований аварий (инцидентов), микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, выполнения мероприятий по устранению предписаний контрольно-надзорных органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон. |
Отсутствует |
п. 74 Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем: - улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда; - поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ; - доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ. |
Отсутствует |
п. 75 В Примерном положении содержатся нормы, которые работодатель вправе использовать для внедрения и обеспечения функционирования СУОТ. Нормы Примерного положения обеспечивают работодателю реализацию системного процессного подхода к обеспечению функционирования СУОТ. |
Отсутствует |
п. 76 Процессы СУОТ связаны между собой, поэтому их не рекомендуется рассматривать отдельно друг от друга |
Отсутствует |
п. 77 Работодатель с учетом специфики деятельности, структуры управления (организационной структуры), численности работников, государственных нормативных требований охраны труда вправе самостоятельно определить необходимую ему СУОТ. |
Абз. 2 п. 3 Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда*(1). Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения предусмотренных пунктом 19 настоящего Типового положения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей в соответствии с пунктами 22 и 25 настоящего Типового положения. |
п. 78 Допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда. |
Отсутствует |
п. 79 Работодатель вправе использовать Примерное положение в полном объеме или частично для систематического улучшения функционирования действующей СУОТ. |
IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания |
Самостоятельный раздел отсутствует, см. подп. "т" п. 47, п. 56 -59 |
Самостоятельный раздел отсутствует, см. подп. "д" п. 55 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.