Особенности уплаты отдельных налогов, страховых взносов на АУСН
Смотрите в этом материале:
Применение специального налогового режима предусматривает освобождение от обязанности по уплате:
- организаций - налогов на прибыль, на имущество (ч. 4 ст. 2 Закона N 17-ФЗ);
- ИП - НДФЛ от предпринимательской деятельности, налога на имущество в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (ч. 5 ст. 2 Закона N 17-ФЗ);
- организаций и ИП - НДС (ч. 6 ст. 2 Закона N 17-ФЗ).
Подробнее см. От каких налогов и взносов освобождает применение АУСН?
Исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ на АУСН
Особенности исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ приведены в ст. 17 Закона N 17-ФЗ. Налогоплательщики, применяющие АУСН, осуществляют оплату труда наемных работников через уполномоченную кредитную организацию, на которую и возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ, подлежащего уплате, в бюджет (ч. 4 - 8 ст. 17 Закона N 17-ФЗ):
1) налоговый агент представляет в уполномоченный банк информацию по каждому физлицу с указанием:
- данных, позволяющих идентифицировать налогоплательщика;
- сумм и вида подлежащих выплате доходов (облагаемых и необлагаемых налогом);
- сумм стандартных, профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу;
2) на основании полученной информации банк исчисляет НДФЛ не позднее следующего рабочего дня за днем получения данной информации и в этот же срок сообщает о сумме исчисленного налога налоговому агенту;
3) не позднее 5-го числа следующего календарного месяца банк отчитывается в налоговый орган о выплаченных доходах, предоставленных вычетах, перечисленном НДФЛ.
Как разъяснила ФНС, налоговые агенты передают уполномоченному банку информацию только в отношении сумм доходов, подлежащих выплате, и налоговых вычетов, на которые может быть уменьшена эта сумма дохода. Уполномоченный банк на основании полученной информации исчисляет НДФЛ без учета ранее выплаченных сумм дохода и не обязан в целях исчисления НДФЛ получать информацию о ранее выплаченных суммах дохода или суммах дохода, которые выплачиваются через другой банк (письмо от 28.03.2022 N АБ-4-20/3688@).
Отметим также, что банк не суммирует налоговые базы с целью установления превышения 5 млн руб. (ч. 5 ст. 17 Закона N 17-ФЗ).
Соответственно, организации и ИП, которые применяют спецрежим, не сдают отчетность, предусмотренную для налоговых агентов (форма 6-НДФЛ), то есть на них не распространяются положения п. 2 ст. 230 НК РФ (ч. 11 ст. 17 Закона N 17-ФЗ).
По этой же причине работодатели на АУСН не предоставляют социальные и имущественные налоговые вычеты до окончания налогового периода согласно положениям абзаца второго п. 2 ст. 219 и абзаца первого п. 8 ст. 220 НК РФ (ч. 1 ст. 17 Закона N 17-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 17 Закона N 17-ФЗ в случае выплаты доходов без соблюдения порядка, предусмотренного ч. 6 ст. 17 Закона N 17-ФЗ (то есть минуя уполномоченный банк), налоговый агент представляет в налоговые органы через личный кабинет (ЛКН) не позднее 5-го числа следующего календарного месяца сведения о суммах и видах выплаченных доходов (облагаемых и необлагаемых), суммах стандартных, профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, об исчисленных, удержанных и о перечисленных суммах НДФЛ в отношении этих доходов по каждому физлицу с указанием данных физического лица, позволяющих идентифицировать его.
Для доходов физических лиц, полученных от организаций и ИП, применяющих специальный налоговый режим, в том числе в виде оплаты труда, датой фактического получения дохода признается дата перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (ч. 2 ст. 17 Закона N 17-ФЗ).
Сведения о полученных физлицами доходах и об удержанных суммах НДФЛ налоговый орган размещает в ЛКН налогового агента, который при обнаружении ошибок обязан через личный кабинет направить уточненные сведения в отношении налогоплательщика - физического лица для исправления, но не более чем за три календарных года, предшествующих календарному году направления указанной информации (ч. 10 и 12 ст. 17 Закона N 17-ФЗ).
Исчисление страховых взносов на АУСН
Для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в период применения АУСН установлены нулевые тарифы страховых взносов (на ОПС, ОМС, ОСС на случай ВНиМ) и отсутствует обязанность по представлению расчета РСВ (ч. 1 и 2 ст. 18 Закона N 17-ФЗ).
Вместо этого информацию о суммах выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, они направляют в уполномоченный банк, который и отчитывается перед налоговым органом (ч. 3 и 4 ст. 18 Закона N 17-ФЗ).
Для обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих АУСН, из федерального бюджета за счет уплачиваемого налога фондам будут выделяться средства на компенсацию их выпадающих доходов.
При обнаружении ошибок в информации, представленной в налоговый орган, плательщик страховых взносов обязан через личный кабинет направить уточненные сведения для исправления информации (не более чем за три календарных года, предшествующих календарному году направления указанной информации) (ч. 6 ст. 18 Закона N 17-ФЗ).
Тема
Специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН)"
См. также
Совмещение уплаты торгового сбора с применением АУСН
Объект налогообложения, порядок признания доходов и расходов, налоговая база, ставки налога при АУСН
АУСН: исчисление, порядок и сроки уплаты налога
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах