КВР и КОСГУ - 2023. Важные изменения
октябрь 2022 г.
В 2022 году существенным изменениям подверглась нормативная база в части применения КБК и КОСГУ. Многие новшества ориентированы на 2023 год, и уже сейчас их следует учесть при планировании деятельности на будущий год.
Этим летом в силу вступил новый документ, который будет определять правила формирования и применения кодов бюджетной классификации начиная с бюджетов на 2023 год и плановый период, - приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н (зарег. в Минюсте 30.06.2022) (далее - Порядок N 82н). С 2023 года он заменит собой действующий Порядок формирования и применения КБК, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее - Порядок N 85н). А недавно Минфин России подготовил поправки в Порядок N 82н - проект изменений опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/10-22/00132516). О самых важных изменениях мы расскажем далее.
Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов можно в подготовленной финансовым ведомством Сопоставительной таблице изменений КВР-2022 и КВР-2023 (информация Минфина России от 26.08.2022).
Порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н), будет действовать и в 2023 году, но с учетом поправок, внесенных приказом Минфина России от 08.09.2022 N 137н (зарег. в Минюсте 14.10.2022).
Рассмотрим подробнее основные нововведения - 2023 в части КВР и КОСГУ.
1. Изменения в применении кодов вида расходов
1.1. Полная информатизация: КВР 246 применяют все
В части вида расходов изменения коснутся КВР 246. Сейчас (в 2022 году) он применяется органами власти (органами местного самоуправления) и казенными учреждениями в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, но с 2023 года его применение расширено и на муниципальные информационные системы - соответствующее указание появилось и в наименовании кода. Также этот КВР начнут использовать бюджетные и автономные учреждения: федеральные - в соответствии с прямой нормой Порядка N 82н, а региональные и муниципальные - по решению своего финоргана.
1.2. Расходы на ИКТ аккуратно делим между двумя кодами
Изменения в назначении КВР 246 повлекли и корректировки в содержании КВР 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" и 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". В частности, в КВР 244 появилось уточнение, что на него относятся расходы АУ и БУ на закупку в сфере ИКТ, за исключением относимых на КВР 242 расходов, связанных с созданием, развитием, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией или выводом из эксплуатации ГИС/МИС. И в КВР 242 теперь также упоминаются муниципальные информсистемы.
1.3. Энергосервисные договоры - на КВР 247. Но не все...
В целом назначение КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" в 2023 году не отличается от недавно обновленной редакции Порядка N 85н. Но со следующего года планируется расширить применение КВР 247: на него можно будет относить на оплату энергосервисных договоров (контрактов), но не всех, а лишь тех, в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
1.4. Приобретение жилья социальным категориям граждан финансируем не только субсидией
Дополнен перечень затрат, относимых на КВР 322 "Субсидии гражданам на приобретение жилья". С 2023 года по нему могут отражаться также расходы на единовременные выплаты для улучшения жилищных условий, в т.ч. путем перечисления средств получателям:
- на банковские счета по договору ипотечного кредитования,
- на счета эскроу,
- на банковские счета продавцов, у которых получатели выплат покупают жилье.
КВР 512 "Иные дотации" как в 2022, так и в 2023 году применяется, в частности, при отражении расходов на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Закономерно, что увязывается КВР 512 с подразделом 1402 "Иные дотации", имеющим аналогичное назначение. А потому из Таблиц соответствия подразделов и КОСГУ на 2023 год для федерального и региональных бюджетов (Информация Минфина России от 31.08.2022) исключены соответствия КВР 512 с подразделами:
- федеральный бюджет - 0909,
1.5. Новый КВР для нового вида субсидии
Введен новый КВР 524 "Единые субсидии". Он предназначен для отражения расходов федерального бюджета на предоставление бюджетам субъектов РФ единых субсидий в целях достижения показателей госпрограмм. Минфин России уже подготовил для КВР 524 увязки в сопоставительных таблицах КВР с подразделами и с КОСГУ.
Соответствия для КВР 524 "Единые субсидии" | |
Раздел / подраздел |
КОСГУ |
0113, 0314, 0402, 0404-0410, 0412, 0505, 0605, 0709, 0804, 0909, 1006, 1105, 1204, 1403.
|
251 "Перечисления текущего характера другим бюджетам ..."; 254 "Перечисления капитального характера другим бюджетам ..." |
1.6. Объединение ПФР и ФСС - причина для исключения КВР
Пока еще в новом Порядке N 82н поименованы аналогичные действующим в 2022 году КВР 550 "Межбюджетные трансферты бюджету ФСС РФ" и 570 "Межбюджетные трансферты бюджету ПФР". Однако в связи с объединением с 2023 года ФСС и ПФР потребуется внесение изменений в коды вида расходов, применяющиеся сейчас для перечисления фондам средств из бюджетов. Согласно проекту изменений КВР 550 "Межбюджетные трансферты бюджету ФСС РФ" будет исключен, а КВР 570 "Межбюджетные трансферты бюджету ПФР" изменит наименование и назначение. По обновленному КВР 570 "Межбюджетные трансферты бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации" будут отражаться МБТ новому Фонду пенсионного и социального страхования (он же - СФР, Социальный фонд России) (см. также Информацию Минфина России от 26.08.2022).
Минфин России уже внес корректировки в Таблицу соответствия разделов (подразделов) и видов расходов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ, начиная с бюджетов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (Информация Минфина Росси от 25.10.2022), исключив из нее увязки подразделов 1001 "Пенсионное обеспечение" и 1003 "Социальное обеспечение населения" со "старым" КВР 570 "Межбюджетные трансферты бюджету ПФР" - планировать бюджет-2023 с этим кодом расходов неправомерно. Полагаем, после утверждения поправок в Порядок N 82н соответствующие увязки с обновленным КВР 570 найдут свое место в Таблице соответствия подразделов и КВР.
Предоставление в 2023 году из региональных бюджетов субвенций бюджету СФР на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет следует отражать по направлению расходов 31440 "Субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования РФ на осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет", и КВР 530 "Субвенции" классификации расходов бюджетов (письмо Минфина России от 25.08.2022 N 02-05-11/83179).
1.7. Социальный заказ "переехал" на другие КВР
Действующей редакцией Порядка N 82н предусмотрено, что предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение социального заказа, как и в нынешнем году, отражается соответственно по КВР 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям" и 623 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям". Однако уже в августе Минфин анонсировал введение для этих целей отдельных кодов (письмо Минфина России от 25.08.2022 N 02-05-11/831790 Информация Минфина России от 26.08.2022).
И вот проектом изменений в Порядок N 82н уже запланированы новые КВР 615 и 625 "Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предоставляемые бюджетным / автономным учреждениям по результатам отбора исполнителей услуг".
Назначение этих кодов прямо определено их наименованиями и аналогично прописанному сейчас в КВР 613 и 623 (в части указанных субсидий). То есть они будут применяться ГРБС для отражения субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям на исполнение государственного (муниципального) социального заказа, если по результатам отбора исполнителем услуг становится АУ/БУ, созданное другим публично-правовым образованием. Отбор исполнителей проводится в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". А с учреждением - победителем конкурса заключается соглашение:
- об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (по итогам конкурса);
или
- о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в соответствии с социальным сертификатом на получение такой услуги
То есть сохраняется порядок, прописанный сейчас в КВР 613 и 623. Из описания этих кодов соответствующие положения исключат.
1.8. Особые заслуги - без казначейского сопровождения
Небольшое, но важное уточнение появится в назначении элементов вида расходов 633 "Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению" и 813 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению". Поправками в Порядок N 82н предусмотрено, что речь идет в том числе о грантах, премиях, стипендиях и иных поощрениях за заслуги перед государством в области науки и техники, образования, культуры, искусства и средств массовой информации.
1.9. КВР 800 - не для кассовых поступлений и выбытий!
Напомним, с 2022 года расширено назначение КВР 800 "Иные бюджетные ассигнования" - с новой детализацией он стал применяться для отражения безвозмездных неденежных передач. Поправками будет внесено уточнение, что КВР 801 - 809 используются для отражения операций в учете и не применяются для отражения кассовых поступлений и выбытий.
1.10. Объединенной субсидии - свой КВР
В Порядке N 82н предусмотрена подгруппа кодов вида расходов 820 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям", детализированная элементами 821-826 для разного рода субсидий. Теперь же планируется расширить эту подгруппу новым КВР 827 "Объединенная субсидия государственной корпорации (компании), публично-правовой компании", по которой из федерального бюджета госкорпорациям будут выделяться субсидии, включающие в себя субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) расходов на достижение результатов структурных элементов госпрограмм РФ в соответствии с п.1 и/или 2 ч.1 ст. 78.3 БК РФ (см. также Информацию Минфина России от 26.08.2022).
1.11. Возмещение за отчуждение любого имущества - на КВР 853
Планируется расширить назначение КВР 853 "Уплата иных платежей", и с 2023 года он будет применяться в целях возмещения не только убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, но и возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения любых видов имущества (Информация Минфина России от 26.08.2022). Однако в подготовленном проекте изменений соответствующих поправок пока нет. Однако в ходе работы над документом его могут дополнить новыми положениями - все станет окончательно ясно после регистрации в Минюсте.
Из Таблицы соответствия КВР и КОСГУ на 2023 год (Информация Минфина России от 09.06.2022) исключена увязка КВР 863 "Платежи в целях обеспечения реализации соглашений по обязательствам РФ перед иностранными государствами и международными организациями" с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В 2022 году ее используют в части реализации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФНС международных соглашений.
1.12. КВР 880 могут применять бюджетные и автономные учреждения
Еще в конце 2020 года при внесении изменений в Порядок N 85н появилось уточнение, что подгруппа КВР 880 "Специальные расходы" не применяется для отражения расходов бюджетных и автономных учреждений, то есть может быть использован только для расходов бюджетов. В августе 2022 года очередными поправками в Порядок N 85н указанный абзац исключили, вернув тем самым возможность применения КВР 880 бюджетными и автономными учреждениями. Теперь аналогичное уточнение появится в Порядке N 82н.
2. Изменения в применении элементов КОСГУ
2.1. Новые правила отражения возмещений арендодателю расходов на "коммуналку" и связь
В действующей редакции Порядка N 209н прямо закреплено, что расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости услуг связи и стоимости коммунальных услуг подлежат отнесению на подстатьи КОСГУ 221 и 223 соответственно. С 2023 года указанные расходы перенесены на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом...", где так же учитывается возмещение арендодателю налога на имущество и земельного налога. Исходя из экономической сущности расходов, аналогичным образом можно будет учитывать и возмещение стоимости коммунальных услуг и связи по договору безвозмездного пользования.
2.2. Определенность в части КОСГУ для платы оператору электронной площадки
Если вопрос с КВР для отражения расходов по внесению платы оператору электронной площадки за участие в электронных процедурах, взимание которой допускает Закон N 44-ФЗ, был давно урегулирован Минфином - их следует отражать по КВР 244, то с КОСГУ не все так просто. Порядком N 209н этот вопрос не регламентирован, разъяснений тоже нет. На наш взгляд, для указанных операций равной степени может использоваться как подстатья 297, так и подстатья 226. Мы касались этой темы в начале года.
Наконец Минфин определился с этим вопросом, и со следующего года закрепил соответствующую норму в Порядке N 209н: расходы на плату, взимаемую операторами электронных площадок за участие в электронной процедуре, будут отражаться по КОСГУ 226.
2.3. Новый подход в применении КОСГУ для закупки в целях соцобеспечения детей-сирот
В новостной ленте мы касались вопроса применения КВР и КОСГУ при закупке матзапасов для последующей выдачи в рамках социального обеспечения определенных категорий граждан. Напомним, ситуация с выбором элемента КОСГУ для увязки с КВР 323 при закупке товаров на протяжении последнего времени оставалась весьма неоднозначной: Минфин то позволяет использовать для этих целей элементы статьи 340 КОСГУ, то исключает такую возможность, настаивая только на применении подстатей 263 и 265.
Но теперь ведомство урегулировало этот вопрос на нормативном уровне - скорректировано назначение подстатьи 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме", исключив возможность ее применения в целях закупки товаров, работ, услуг для обеспечения детей-сирот бесплатным питанием, одеждой, обувью и и мягким инвентарем.
2.4. Уточнение КОСГУ для выбытия биологических активов
Сейчас статья 460 "Уменьшение стоимости биологических активов" детализирована двумя подстатьями:
461 "Выбытие биологических активов";
462 "Обесценение биологических активов".
Со следующего года элемент 461 будет исключен, а операции по выбытию биологических активов, а также доходы от их выбытия (при реализации, от возмещения ущерба при выявлении недостачи, и др.) отражать по недетализированной статье 460.
Обратите внимание, для отражения выбытия биологических активов со следующего года также вводится новый АнКВД 460 "Уменьшение стоимости биологических активов". Он будет применяться для учета доходов от выбытия биологических активов, в т.ч. при их реализации, а также доходов от возмещения ущерба, выявленного в связи с их недостачей (проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ... от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации...").
2.5. Расширено назначение подстатьи 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам"
По данному элементу КОСГУ можно будет отражать материальное стимулирование граждан, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, заключивших договор о целевом обучении.
2.6. Текущие или капитальные: уточнен порядок определения типа смешанных субсидий
Текущая редакция Порядка N 209н относит все смешанные поступления и перечисления к операциям текущего характера. С 2023 года порядок определения таких доходов и расходов изменится:
- если на капвложения приходится не менее 80% от общего объема субсидии - это операция капитального характера;
- если с точностью долю определить невозможно, - операция считается текущей.
Сапетина Ирина Николаевна
эксперт компании "Гарант"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.