Единый налоговый платеж и единый тариф страховых взносов глазами бухгалтера и финансиста бюджетной сферы
ноябрь 2022 г.
С 1 января 2023 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ для всех организаций, включая организации бюджетной сферы, изменится порядок уплаты налогов и страховых взносов, а также процедуры зачета, возврата платежей, принудительного взыскания задолженности. Вводится институт Единого налогового счета, появляется Единый налоговый платеж.
Кроме того, с 1 января 2023 ПФР и ФСС России прекратят свое существование и вместо указанных государственных внебюджетных фондов создается единый Фонд пенсионного и социального страхования РФ (сокращенные наименования - Социальный фонд России, СФР). А вместо привычных отдельных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2023 года появляется новый Единый тариф страховых взносов.
Такие масштабные изменения в законодательство затрагивают не только непосредственно процедуры уплаты налогов и страховых взносов, формирования и представления новых отчетных форм в налоговую службу и Социальный фонд России, но и порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете отдельных операций, связанных с перечислением средств в налоговую и закрытием задолженности по налогам и страховым взносам. Уже в январе следующего года организациям бюджетной сферы предстоит отражать расчеты с бюджетом по новым правилам. Кроме того, не исключена ситуация, когда входящие остатки на 01.01.2023, касающиеся расчетов по налогам и страховым взносам, придется уточнить. Поэтому для бухгалтеров организаций бюджетной сферы важно до наступления нового года разобраться в новациях 2023 года, включая не только сам механизм уплаты налогов и взносов, но и новые понятия и термины. Кроме того, необходимо провести подготовительные процедуры для максимально безболезненного перехода на новые правила, а также уточнить некоторые положения учетной политики на следующий год. Что изменится, а что останется по-старому? ЕНП, ЕНС, ЕСТ, единые сроки уплаты и представления деклараций и расчетов, новые счета бухгалтерского (бюджетного) учета - как не запутаться в таком "единообразии"? Но обо всем по порядку.
1. Единый налоговый платеж
Новый способ расчета с налоговыми органами - единый налоговый платеж - вводится Федеральным законом N 263-ФЗ с 1 января 2023 года и касается практически всех налогов, за исключением НДФЛ для иностранцев, налога на самозанятых, госпошлины и сборов за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов. В состав единого налогового платежа попадают и расчеты по страховым взносам, за исключением страховых взносов на случай травматизма - порядок и сроки их уплаты регулируются п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Единым налоговым платежом (далее также - ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные лицом (налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом) на счета Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности, а также денежные средства, взысканные с лица в соответствии с НК РФ (абзац первый п. 1 ст. 11.3 НК РФ - здесь и далее в редакции Федерального закона N 263-ФЗ).
К ЕНП относятся также некоторые другие суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете (подп. 1 - 5 п. 1 ст. 11.3 НК РФ), в частности:
- суммы налога, возмещаемые налоговым органом (суммы предоставленного налогового вычета);
- суммы, в отношении которых отменено решение о зачете их в счет предстоящих платежей по конкретному налогу;
- проценты, начисленные налоговым органом на излишне взысканные суммы.
В качестве ЕНП уплачиваются практически все налоги и сборы, а также страховые взносы. Но есть несколько платежей-исключений, которые не входят в ЕНП и платятся отдельно. А для некоторых налогов способ уплаты даже можно выбрать:
Уплачиваются через ЕНП |
Уплачиваются в составе ЕНП либо отдельно от него |
Уплачиваются отдельно от ЕНП и не учитываются на ЕНС |
- НДФЛ; - страховые взносы (кроме взносов на травматизм); - НДС; - налог на прибыль; - налог на имущество организаций; - земельный налог; - транспортный налог; - акцизы; - водный налог; - "спецрежимные" налоги (УСН, АУСН, ЕСХН, ПСН, НДПИ); - налог на добычу полезных ископаемых; - налог на игорный бизнес; - торговый сбор; - налоги при при выполнении соглашений о разделе продукции; - налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья; - госпошлина, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ |
- налог самозанятых ( НПД); - сбор за пользование объектами животного мира; - сбор за пользование объектами водных биоресурсов |
- взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ); - НДФЛ с выплат иностранцам-патентщикам (ст. 227.1 НК РФ); - госпошлина, по которой судом не выдан исполнительный документ |
Еще одно важное изменение - установлен единый срок уплаты налогов, страховых взносов, сборов, которые входят в состав ЕНП. Единый налоговый платеж необходимо перечислить не позднее 28-е числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Учреждения могут перечислять денежные средства в счет уплаты конкретного налога (или страховых взносов) в налоговый орган как единовременно, так и по частям. Главное условие - успеть внести платеж (его часть) до наступления срока уплаты того или иного налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).
2. Совокупная обязанность
Федеральным законом N 263-ФЗ предусмотрен еще один новый термин - совокупная обязанность. Это общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую в соответствии с НК РФ лицо должно уплатить (вернуть) в бюджетную систему РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом в совокупную обязанность не включаются суммы НДФЛ, уплачиваемого некоторыми категориями иностранных граждан в порядке, установленном ст. 227.1 НК РФ, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ. Кроме того, в совокупной обязанности не учитываются уплаченные плательщиком НЕ в качестве ЕНП суммы налога на профессиональный доход, сбора за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (подп. 4 п. 7 ст. 11.3 НК РФ).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете на основании документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение установленной законодательством о налогах и сборах обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (п. 5 ст. 11.3 НК РФ). В частности, документами-основаниями являются:
- налоговые декларации (расчеты), в том числе уточненные;
- представленные в налоговый орган уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
- налоговые уведомления;
- сообщения ФНС об исчисленных суммах налогов;
- решения ФНС об отсрочке или рассрочке по уплате налогов;
- решения ФНС о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- судебные акты, решения вышестоящих налоговых органов, исполнительные документы;
- решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
- иные документы, предусматривающие возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, установленной НК РФ.
Поскольку совокупная обязанность организации по уплате налогов и взносов будет формироваться и учитываться на едином налоговом счете на основе представляемых налоговых деклараций и расчетов (а при их отсутствии - уведомлений), установлен единый срок их предоставления - не позднее 25-е числа соответствующего месяца.
В основном декларации и расчеты необходимо представлять до 25-е числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, или 25 марта по итогам года (налогового периода).
Обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) с 01.01.2023 НЕ отменена.
По общему правилу подлежащая уплате сумма учитывается на едином налоговом счете не ранее наступления установленного срока уплаты соответствующего налога (авансовых платежей), страховых взносов.
При определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы переплаты, со дня уплаты которых прошло более трех лет, или наоборот, суммы задолженности, в отношении которых истек (пропущен) срок взыскания ( п. 7 ст. 11.3 НК РФ).
3. Единый налоговый счет
Единый налоговый счет (далее также - ЕНС) - форма учета налоговыми органами сумм, которые в соответствии с НК РФ лицо должно уплатить (вернуть) в бюджетную систему (т.е. совокупная обязанность), и денежных средств, перечисленных (или признаваемых) в качестве ЕНП (п. 2 ст. 11.3 НК РФ).
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и в отношении каждой организации, являющихся налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом (п. 4 ст. 11.3 НК РФ). При этом подавать каких-либо заявлений на открытие ЕНС или переход на ЕНП с 01.01.2023 не нужно - ЕНС будет открыт налоговым органом для каждой организации.
Налоги (авансовые платежи) и страховые взносы перечисляются плательщиком на счет Федерального казначейства - казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый ТОФК. Соответствующие изменения в п. 1 ст. 242.16 БК РФ предусмотрены с 1 января 2023 года Федеральным законом от 04.11.2022 N 432-ФЗ - ЕНП подлежит зачислению на отдельный казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый Федеральному казначейству (п. 11 ст. 1 Закона N 432-ФЗ).
Таким образом, уплата налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов будет осуществляться в налоговые органы путем перечисления единого налогового платежа на отдельный казначейские счет, открытый ТОФК, а средства в качестве ЕНП будут зачисляться на единый налоговый счет, открытый каждому налогоплательщику.
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности (п. 3 ст. 11.3 НК РФ). При этом сальдо может быть положительным, отрицательным или нулевым.
Положительное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма перечисленного (признанного) ЕНП, больше совокупной обязанности. В частности, при обнаружении налогоплательщиком ошибок в декларации основанием для освобождения от ответственности за неуплату налога будет являться наличие положительного сальдо ЕНС в размере недостающей суммы налога и соответствующих ей пеней на момент представления уточненной налоговой декларации (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если сумма перечисленного ЕНП меньше сумм, которые лицо должно уплатить на определенную дату. Иными словами, отрицательное сальдо ЕНС - это задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов (абз. 29 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
Налог (сбор, страховые взносы) считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на едином налоговом счете отражены начисления.
4. Единый тариф страховых взносов
С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС России прекратят свое существование и вместо указанных государственных внебюджетных фондов появится единый Фонд пенсионного и социального страхования РФ (далее также - Социальный фонд России, СФР). СФР создается путем реорганизации ПФ РФ с одновременным присоединением к нему ФСС РФ и является универсальным правопреемником реорганизуемых фондов.
В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе ЕНП вместо отдельных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2023 года вводится Единый тариф страховых взносов (далее также - единый страховой тариф, ЕСТ) (п. 3 ст. 425 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ):
База для начисления страховых взносов |
Тариф страхового взноса - |
Единый тариф страховых взносов - |
||||
на ОПС |
на ОСС по ВНИМ |
на ОМС |
на ОПС |
на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
на ОМС |
|
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов |
22 % |
2,9 %*(1) |
5,1 % |
30 % |
||
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов |
10 % |
0 |
15,1 % |
______________________________
*(1) 1,8% - в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением ВКС).
Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством РФ (п. 6 ст. 421 НК РФ).
ЕСТ (30% с взносооблагаемой базы и 15,1% сверх неё) будет применяться:
- к выплатам работающих по трудовым договорам;
- к вознаграждениям физических лиц, с которыми заключаются договоры гражданско-правового характера. Выплаты физлицам по ГПД больше не будут освобождаться от взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 31.12.2022 - 2,9 %).
Единый тариф не будет применяться в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, судей федеральных судов, мировых судей. В отношении выплат и иных вознаграждений указанным лицам начиная с 2023 года страховые взносы начисляются и уплачиваются отдельно:
- на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 2,9%;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1%.
Страховые взносы на ОПС для указанных категорий получателей выплат не исчисляются.
Новые подходы к начислению и уплате страховых взносов, а также объединение фондов предполагают появление новой отчетности.
За отчетные периоды начиная с 01.01.2023 в Социальный фонд России будет представляться Единая форма сведений, которая должна быть утверждена ПФ РФ по согласованию с ФСС РФ до конца 2022 года. Новая форма будет включать информацию, представляемую ранее, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ, передаваемых сейчас по форме 4-ФСС (ч. 3 ст. 15 Закона N 237-ФЗ). В настоящее время подготовлен проект Единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядок ее заполнения.
Начиная с расчетного периода 2023 года в налоговый орган придется представлять не только расчет по страховым взносам, но и персонифицированные сведения о физических лицах. В частности, ФНС России утвердила новые формы расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений - приказ от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ будет применяться начиная с представления РСВ за первый квартал 2023 года, персонифицированных сведений о физических лицах - за январь 2023 года.
В частности, РСВ в следующем году нужно предоставлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).
Подробнее об отчетных формах, едином страховом тарифе - в специальном материале "Объединение ПФР и ФСС. Что год грядущий нам готовит?" |
5. Новый счет 303 15 "Расчеты по единому страховому тарифу"
Поскольку начиная с 1 января 2023 года страховые взносы следует начислять единой суммой, финансовым ведомством предусмотрен новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ - счет 303 15 "Расчеты по единому страховому тарифу" (см. Проект приказа Минфина России от 03.11.2022). В отличие от применяющихся в текущем году отдельных счетов, предназначенных для расчетов по страховым взносам (в частности, счета 303 02, 303 07, 303 10) предполагается, что счет 303 15 будет исключительно пассивным - иными словами, по нему возможно только кредитовое сальдо.
Порядок начислений останется прежним, изменится лишь номер счета.
Например, дебет 0 401 20 213 (401 20, 109 00, 106 00) Кредит 0 303 15 731 - отражено начисление ЕСТ.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний не входят в Единый страховой тариф. Соответственно, уплачивать их в составе ЕНП также нельзя.
Начислять и уплачивать страховые взносы на травматизм в 2023 году предстоит по-прежнему отдельно в соответствии с Законом N 125-ФЗ.
Для учета расчетов по страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предназначен счет бухгалтерского (бюджетного) учета 303 06.
6. Особенности уплаты ЕНП. Зачет ЕНП в счет уплаты налогов и взносов
ЕНП, учтенный налоговой на ЕНС, в понимании бухгалтера - это финансовый актив, иными словами - "кошелек", в котором денежные средства учреждения хранятся до принятия налоговым органом соответствующих решений о признании исполненной учреждением обязанности по уплате налогов (взносов), учтенной на основании представленных учреждением деклараций, расчетов, уведомлений (иных документов). ЕНС необходимо пополнить до 28 числа текущего месяца, перечислив денежные средства в качестве ЕНП для уплаты налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых наступает в текущем месяце.
Соответственно, первый этап - предоставление в ФНС деклараций (расчетов), уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. На их основе налоговый орган отразит на ЕНС совокупную обязанность организации.
Второй этап - перечисление денежных средств в качестве ЕНП не позднее 28-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Несомненно, для организаций коммерческого сектора единый налоговый платеж можно перечислить единой суммой и одним платежным поручением, включив в него общую сумму налогов и страховых взносов, которые следует уплатить в текущем месяце.
Но для организаций бюджетной сферы количество платежных документов не уменьшится - исполнить обязанность по уплате налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов одной "платежкой" (ЗКР, иным распоряжением о переводе денежных средств) нельзя. Для учреждений сектора госуправления порядок применения бюджетной классификации регулируется Порядками N 209н и 82н (с 2023 года). Уплата налогов и страховых взносов осуществляется по соответствующим коды бюджетной классификации, включая отдельные КВР, АнКВД и КОСГУ, и внедрение системы ЕНП не меняет порядок перечислений - кассовое исполнение, как и прежде, отражается по соответствующим КБК (см. письмо Минфина России от 19.08.2022 N 02-05-10/81409).
Примеры КБК, применяемых для перечисления налогов, страховых взносов в 2023 году
Порядок применения видов расходов классификации расходов бюджетов и кодов КОСГУ в части отражения расходов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году аналогичен их применению в текущем году, например:
- расходы на уплату НДФЛ, удержанного из заработной платы (денежного содержания, денежного вознаграждения, денежного довольствия) отражаются по КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений", 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов", 131 "Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания" в увязке с подстатьей 211 "Заработная плата" КОСГУ;
- расходы учреждений на уплату страховых взносов подлежат отражению КВР 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений", 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов", 139 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда (денежное содержание) гражданских лиц" в увязке с подстатьей 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ;
- расходы по уплате налога на имущество организаций и земельного налога отражаются по КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ;
- расходы по уплате иных налогов, включаемых в состав расходов (за исключением расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, отражаемых по элементу 851) отражаются по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ;
- расходы по уплате пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, а также страховых взносов отражаются по КВР 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах" КОСГУ.
В соответствии с п. 12.1.7 Порядка N 82н операции налогоплательщиков - государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по уплате НДС и по начислению (уплате) налога на прибыль организаций отражаются по статье 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 КОСГУ.
Таким образом, при формировании платежного документа (распоряжения о перевод денежных средств: ЗКР, ПП) с 2023 года в части КБК изменится только порядок формирования кода в реквизите "104". В настоящее время Минфин России подготовил очередной проект изменений в правила заполнения платежек (ID 01/02/11-22/00132827), согласно которому в реквизите "104" вместо отдельного кода доходов бюджета для каждого налога, сбора, страховых взносов будет указываться значение КБК, предназначенное для перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа.
На сегодняшний день в Приказе N 75н для уплаты ЕНП в 2023 году указан код источников финансирования дефицита бюджета 000 01 06 12 01 01 0000 510 "Увеличение финансовых активов за счет операций по единому налоговому платежу организации, индивидуального предпринимателя". Данный КИФ применяется в текущем году для уплаты ЕНП организациями и ИП, применяющими особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 (см. письмо Федеральной налоговой службы от 02.08.2022 N КЧ-4-8/9976@). Применение КИФ вместо КДБ для перечисления ЕНП соответствует изменениям, внесенным в БК РФ - с 2023 года операции, связанные с единым налоговым платежом, отражаются на лицевом счете администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, а суммы ЕНП включаются в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета до их распределения между бюджетами по соответствующим КБК на основании распоряжений налогового органа о зачете единого налогового платежа (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 242.16 БК РФ в ред. Закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ).
Третий этап - это зачет ЕНП в счет уплаты налогов и взносов. Ежемесячно после 28-го числа налоговый орган признает совокупную задолженность исполненной в объеме средств, поступивших своевременно на ЕНС, и предоставляет в Федеральное казначейство распоряжения налогового органа о зачете единого налогового платежа в счет уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 40 БК РФ в ред. Закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ).
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности (п. 8 ст. 45 НК РФ):
1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате;
3) пени;
4) проценты;
5) штрафы.
Четвертый этап - получение от налоговых органов информации о зачете ЕНП и признании обязанности учреждения уплатить налоги, сборы и страховые взносы исполненной. Такую информацию налоговые органы будут предоставлять только по запросу. А значит, задача бухгалтера - ежемесячно получать необходимую информацию из налоговой для своевременного и корректного отражения в учете исполнения обязанности учреждения по уплате налогов (авансовых платежей), страховых взносов.
Подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено три вида справок, которые может предоставить ФНС:
- Справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС - предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса. При отрицательном сальдо ЕНС сведения об обязанности по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) детализируются.
- Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП - предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса. Период, за который представляется справка, не превышает трех лет, предшествующих дате поступления запроса.
- Справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - предоставляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.
Для организаций бюджетной сферы важно понимать, какую задолженность зачли налоговые органы. Дело в том, что возможна ситуация, когда оплата произведена по одному КБК (например, перечислили средства ЕНП для погашения задолженности по НДФЛ по КВР 111 и КОСГУ 211), а зачет произведен ФНС в отношении совершенно иного налога (например, зачли недоимку по налогу на имущество за более ранний период). В таком случае у казенных учреждений возникает необходимость уточнять кассовые расходы на лицевом счете ПБС. Автономным и бюджетным учреждениям придется в таком случае проанализировать возможность отразить в учете исполнение обязательства некассовой операцией, или также уточнить кассовые расходы на лицевом счете АУ/БУ. Кроме того, может потребоваться корректировка исполнения обязательств (бюджетного обязательства, обязательства учреждения и денежного обязательства).
7. Уведомление об исчисленных суммах налогов
С 01.01.2023 в обязанность налогоплательщика (налогового агента), плательщика страховых взносов, помимо представления налоговых деклараций (расчетов), вменяется и новая обязанность - представлять в ФНС уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП. Фактически такое уведомление является еще одним отчетным документом, целью которого является предоставление налоговому органу информации о начислениях для корректного разнесения совокупной обязанности на ЕНС и зачета ЕНП.
Уведомление об исчисленных суммах налогов организация должна подать в ФНС в двух случаях, определенных п. 9 ст. 58 НК РФ:
1. Если согласно НК РФ срок уплаты налога (авансового платежа), страховых взносов, сбора наступает раньше, чем появляется обязанность сдать декларацию или расчет. Под это определение подпадают, например, страховые взносы - такие платежи перечисляются в бюджет ежемесячно, а отчетность по ним представляется раз в квартал. Поэтому по двум месяцам из квартала учреждению нужно будет подать уведомление об исчисленных суммах взносов. Кроме того, согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца. Перечисление НДФЛ, исчисленного и удержанного за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января, за период с 23 по 31 декабря - не позднее последнего рабочего дня календарного года. Дополнительно у налоговых агентов появилась обязанность удержать и уплатить НДФЛ с аванса (заработной платы за первую половину месяца), да и периодичность предоставления отчетности - квартальная, и в такой ситуации не обойтись без нового Уведомления.
2. Если производится уплата налогов, в отношении которых обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Форма уведомления и порядок заполнения еще не утверждены (см. проект приказа ФНС). Уведомление должно содержать в себе конкретные КБК (коды доходов), относящиеся к соответствующим налогам, сборам, страховым взносам, ОКТМО, налоговый период, срок уплаты. Фактически по реквизитному составу это прежняя форма платежного документа.
Уведомление организация может подать через оператора ЭДО (в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи) либо через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Если среднесписочная численность работников за предшествующий год не превысила 100 человек, организация вправе подать обозначенное уведомление на бумаге.
Срок подачи уведомления - не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (соблюдается единый срок предоставления деклараций и расчетов).
Вместе с тем в 2023 году у организации есть право выбора (ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ);
- применять уведомления новой формы;
- или вместо уведомления использовать распоряжение на перевод денежных средств, т. е. привычные платежные документы (ЗКР, ПП) на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору, страховым взносам.
Правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств воспользоваться можно при условии, что ранее учреждением указанные уведомления в налоговые органы не представлялись (ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ). Один раз представив уведомление по новой форме, организация утрачивает право предоставлять вместо уведомления платежный документ.
Однако если в таком распоряжении будут допущены ошибки, неточности, которые не позволят налоговому органу однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджета, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности, то такое уведомление будет считаться непредставленным, а информация, в нем содержащаяся, не будет отражена в совокупной обязанности налогоплательщика. В этом случае нельзя будет и уточнить такое распоряжение (ч. 16 ст. 4 Закона N 263-ФЗ). То есть фактически налогоплательщику придется оформлять новое распоряжение (платежный документ) или уведомление.
В настоящее время Минфином России подготовлен проект изменений в правила заполнения платежных документов, в том числе применяемых как уведомление об исчисленных суммах налогов в 2023 году (ID 01/02/11-22/00132827).
Таким образом, основываясь на правилах формирования платежных документов, предусмотренных в проекте, можно предположить, что в 2023 году действует переходный период, во время которого разрешено платить налоги как по новым правилам, так и по старым. Предусмотрено два способа уплаты ЕНП:
Вариант 1. Применять форму уведомления и уплачивать все налоги, сборы и страховые взносы с указанием в реквизите распоряжения на перевод денежных средств (ЗКР, ПП) "104" специального единого КБК, предназначенного для перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа.
В таком случае в налоговый орган до 25 числа должны быть представлены соответствующие декларации, расчеты, а при их отсутствии - уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов.
Вариант 2. Применять форму "платежки" в качестве уведомления и уплачивать налоги с указанием в реквизите распоряжения на перевод денежных средств (ЗКР, ПП) "104" КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору, страховым взносам (такой порядок оформления платежного документа предусмотрен в проекте приказа Минфина России).
Это касается условно "безотчетных" платежей, по которым необходимо оформить уведомление. Если выбор учреждения сделан в пользу предоставления в налоговую службу распоряжения на перевод денежных средств вместо уведомления, то данный платежный документ необходимо направить в ФНС до 25 числа, а до 28-го числа произвести его уплату.
Денежные средства, поступившие по таким распоряжениям, будут также учитываться в качестве единого налогового платежа, а значит, зачитываться в порядке, определенном налоговой службой (ч. 13 ст. 14 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
8. Счет 303 14 "Расчеты по единому налоговому платежу". Учет расчетов с ФНС по новым правилам
Введение нового механизма уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и страховых взносов с 1 января 2023 года вызвало необходимость предусмотреть в Едином плане счетов новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета для ведения расчетов с бюджетом в части уплаты ЕНП - счет 303 14 "Расчеты по единому налоговому платежу" (см. Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).
Изначально перечисленные в ФНС денежные средства учитываются именно на счете 303 14, а на основании принятого налоговой службой решения о зачете сумм ЕНП в счет уплаты конкретных налогов и взносов начисленная задолженность по налогам, сборам, страховым взносам и расчеты по ЕНП могут быть закрыты. Предполагается, что счет 303 14 будет исключительно активным - это условный "кошелек" учреждения и финансовый актив. Иными словами, по счету 303 14 возможно только дебетовое сальдо.
Вопрос формирования 1 - 17 разрядов номера счета 303 14 вызывает вопросы - возможно, что в номере счета будет предусмотрена детализация по КБК, соответствующим произведенным кассовым выплатам. Но возможно, в 1 - 17 (или в 5 - 17) разрядах номера счета 303 14 будут указываться нулевые значения - проекты изменений в Инструкции по учету еще не опубликованы для обсуждения.
Рассмотрим порядок отражения в учете операций с налоговыми органами в 2023 году на примере некоторых налогов, страховых взносов:
Содержание операции |
Казенное учреждение |
Бюджетное/автономное учреждение |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
Исчислен (удержан) НДФЛ из заработной платы |
КРБ 1 302 11 837 |
КРБ 1 301 01 731 |
Х 302 11 837 |
Х 301 01 731 |
Перечислен НДФЛ |
КРБ или гКБК 1 303 14 831 |
КРБ 1 304 05 211 |
Х 303 14 831 |
Х 201 11 610 Увеличение 18 (КВР 111, КОСГУ 211) |
Начислены страховые взносы на заработную плату (ЕСТ) |
КРБ 1 401 20 213 |
КРБ 1 303 15 731 |
Х 401 20 213 (Х 109 ХХ 213) |
Х 303 15 731 |
Перечислены страховые взносы в составе ЕНП |
КРБ или гКБК 1 303 14 831 |
КРБ 1 304 05 213 |
Х 303 14 831 |
Х 201 11 610 Увеличение 18 (КВР 119, КОСГУ 213) |
Начислен налог на имущество организаций |
КРБ 1 401 20 291 |
КРБ 1 303 12 731 |
Х 401 20 213 (Х 109 ХХ 213) |
Х 303 12 731 |
Перечислен налог на имущество организаций в составе ЕНП |
КРБ или гКБК 1 303 14 831 |
КРБ 1 304 05 291 |
Х 303 14 831 |
Х 201 11 610 Увеличение 18 (КВР 851, КОСГУ 291) |
Начислен НДС по доходам от оказанных услуг |
КРБ 1 401 20 291 (1 109 ХХ 291) |
КРБ 1 303 04 731 |
2 401 10 131 |
2 303 04 731 |
Перечислен НДС |
КРБ или гКБК 1 303 14 831 |
КРБ 1 304 05 291 |
2 303 14 831 |
2 201 11 610 Уменьшение 17 (АнКВД 180, КОСГУ 189) |
Произведен зачет ЕНП согласно данным, представленным ФНС: |
х |
х |
х |
х |
- НДФЛ |
КРБ 1 301 01 831 |
КРБ или гКБК 1 303 14 731 |
Х 303 01 831 |
Х 303 14 731 |
- страховых взносов |
КРБ 1 303 15 831 |
КРБ или гКБК 1 303 14 731 |
Х 303 15 831 |
Х 303 14 731 |
- налога на имущество организаций |
КРБ 1 303 12 831 |
КРБ или гКБК 1 303 14 731 |
Х 303 12 831 |
Х 303 14 731 |
- НДС |
КРБ 1 303 04 831 |
КРБ или гКБК 1 303 14 731 |
2 303 04 831 |
2 303 14 731 |
Новый подход указывает, что задолженность на счетах 303 ХХ по расчетам с налоговым органом, за исключением расчетов по ЕНП на счете 303 14, с 2023 года должна числиться в составе кредиторской задолженности, никаких переплат по налогам и дебетового сальдо в учете на счетах 303 ХХ быть не должно - такие излишне уплаченные суммы должны остаться на счете 303 14 "Расчеты по единому налоговому платежу" до момента, пока не возникнет основание для их зачета в счет уплаты налогов и взносов, или пока налоговый орган не совершит возврат переплаты плательщику на основании заявления, что также возможно при наличии положительного сальдо на ЕНС в сумме ЕНП, оставшегося после зачета в счет уплаты налогов, авансовых платежей страховых взносов (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Соответственно, в следующем году при наличии незакрытых расчетов с налоговым органом (ПФР и ФСС) на 01.01.2023 возможна трансформация входящих остатков на начало года, учтенных на счета 303 ХХ как по дебету, так и по кредиту.
Поэтому до конца 2022 года рекомендуем произвести сверку расчетов с налоговой инспекцией и государственными внебюджетными фондами, а также урегулировать имеющуюся задолженность - направить заявление на возврат переплаты или зачесть переплаты в счет имеющейся задолженности.
Правилами перехода предусмотрено - сальдо ЕНС налоговые органы сформируют на 01.01.2023 на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не будут рассматривать заявления о возврате переплаты, ее зачете и об отсрочке (рассрочке), если документы подали ранее, но инспекция не вынесла решение до 31 декабря 2022 года включительно (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
9. Переход на ЕНП: пошаговая инструкция
Специального порядка перехода на ЕНП не существует. О том, что необходимо сделать именно сейчас, в ноябре - декабре 2022 года, чтобы переход на новый порядок прошел безболезненно - в нашей пошаговой инструкции:
Шаг 1. Провести сверку расчетов с ФНС
В целях перехода на новые правила уплаты налогов и порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете необходимо произвести сверку расчетов с государственными внебюджетными фондами и налоговой службой до окончания 2022 года, не дожидаясь наступления 1 января 2023 года.
По состоянию на 1 января 2023 года налоговым органом самостоятельно по каждому налогоплательщику будет сформировано вступительное сальдо ЕНС на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений (чч. 1, 5, 6 ст. 4 Закона N 263-ФЗ). Сальдо ЕНС на 01.01.2023 представляет собой разницу между излишне перечисленными денежными средствами и суммами неисполненных обязанностей с учетом особенностей, установленных чч. 5 и 6 ст. 4 Закона N 263-ФЗ:
Суммы, учитываемые при формировании начального сальдо |
Исключение |
1. Суммы неисполненной обязанности по уплате: - налоговых платежей, страховых взносов; - госпошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ; - иных сборов, а также пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов |
Суммы, по которым по состоянию на 31.12.2022: - истек срок их взыскания; - решение оспаривается в судебном порядке и его исполнение приостановлено судом или вышестоящим налоговым органом |
2. Излишне перечисленные денежные средства |
Суммы излишне уплаченных по состоянию на 31.12.2022: 1) НПД; 2) госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ; 3) сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 4) авансовых платежей по НДФЛ, уплачиваемых в соответствии со ст. 227.1 НК РФ; 5) налоговых платежей (в т.ч. авансовых), сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со дня уплаты которых прошло более 3-х лет |
3. Сумма излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в случае возникновения отрицательного сальдо ЕНС без учета суммы этого налога |
Сумма излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, признается зачтенной в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика |
4. Суммы налоговых платежей, срок уплаты которых истек до 31.12.2022, указанные в налоговых декларациях, расчетах, в т.ч. уточненных, представленных после 01.01.2023. Одновременно по таким платежам при формировании сальдо учитывается и сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 НК РФ |
-
|
Проведение сверки необходимо для того, чтобы урегулировать с налоговыми органами все вопросы, связанные с переплатами или задолженностями по налоговым платежам. Завершить ее желательно до момента формирования вступительного сальдо ЕНС. Учитывайте и время, необходимое для проведения сверки. При отсутствии разногласий процедура проведения сверки по налогам должна быть завершена (без учета времени на доставку документов почтой) в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.
В случае возникновения разногласий увеличится и срок проведения сверки.
Шаг 2. Принять решение о возврате или зачете излишне уплаченных (взысканных) налоговых платежей
Если в ходе проведения сверки была выявлена переплата, то вопросы о ее зачете или возврате следует оперативно урегулировать в этом году, поскольку все нерассмотренные налоговым органом до 31.12.2022 заявления о зачете и о возврате (т. е. те заявления, по которым ИФНС не будет принято соответствующее решение до 31.12.2022) с 1 января 2023 года рассматриваться не будут (ч. 8 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).
Учитывая, что решение налогового органа о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки, такое заявление должно быть подано в инспекцию не позднее 16.12.2022. Соответственно, не позднее этой даты должен быть подписан и акт сверки.
Особенно имеет смысл задуматься о возврате той переплаты, по которой трехлетний срок истекает по состоянию на 31.12.2022. Такая переплата не будет включена в начальное сальдо ЕНС, а это означает, что она попросту "сгорит" (п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).
С 01.01.2023 по-прежнему можно будет осуществить возврат или зачет излишне уплаченных денежных средств, перечисленных в счет уплаты ЕНП. Однако такая процедура возможно будет только при положительном сальдо на ЕНС.
Подробнее о зачете и возврате излишне уплаченных налогов читайте в Энциклопедии решений |
Шаг 3. Подключиться к личному кабинету
Данные о состоянии ЕНС и детализированная информация о распределении ЕНП будут доступны в онлайн режиме:
- в личном кабинете налогоплательщика;
- через ТКС (через оператора ЭДО);
- или в учетной системе налогоплательщика (ERP - система).
Обратная связь с налоговым органом также будет осуществляться с помощью указанных ресурсов (письмо ФНС России от 29.04.2022 N КЧ-4-8/5395@).
На наш взгляд, преимущества личного кабинета очевидны: бухгалтеру в любое время в онлайн-режиме будут доступны данные о состоянии ЕНС и детализированная информация о распределении ЕНП и т. п.
Зарегистрироваться в личном кабинете юридического лица можно при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи, полученной в удостоверяющем центре ФНС России.
Для учреждений, передавших полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета в централизованные бухгалтерии, необходимо решить важную задачу - обеспечить доступ сотрудников ЦБ к личному кабинету.
Подробнее о личном кабинете юридического лица - в Энциклопедии решений |
Шаг 4. Сделать выбор в пользу уведомления или платежного документа
Напоминаем, что с 01.01.2023 в обязанность налогоплательщика (налогового агента), помимо представления налоговых деклараций (расчетов), вменяется и представление уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП. Фактически это новый отчетный документ, целью которого является предоставление налоговому органу информации для корректного разнесения ЕНП по тем налогам и страховым взносам:
- которые уплачиваются до представления соответствующей налоговой отчетности (к примеру, страховые взносы уплачиваются ежемесячно, а расчет по страховым взносам представляется ежеквартально);
- в отношении которых обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
В 2023 году у организаций есть возможность сделать выбор:
- в пользу уведомления;
- или вместо уведомления продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств, т. е. привычные "платежки" на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК.
Воспользоваться именно этим вариантом можно только при условии, что ранее налогоплательщик не представлял в налоговый орган предусмотренные НК РФ уведомления (ч. 12 и ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).
Таким образом, в течение 2023 года с целью информирования налогового органа о начисленных платежах, учреждение вправе воспользоваться одним из предложенных выше вариантов. Свой выбор необходимо зафиксировать в учетной политике. При этом исходя из положений Закона N 263-ФЗ, сделав изначально выбор в пользу уведомления, изменить этот вариант уже не получится (ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).
Подробнее об уведомлении - здесь.
Шаг 5. Внести изменения в Учетную политику
Кроме выбора в пользу новой формы уведомления об исчисленных суммах налогов или распоряжения на перевод денежных средств в Учетной политике необходимо урегулировать еще один вопрос.
Получение от налоговых органов информации о зачете ЕНП и признании обязанности учреждения уплатить налоги, сборы и страховые взносы исполненной возможно только по запросу. Соответственно, для своевременного отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корреспонденций счетов, которые не не могут быть сделаны без полученной от ФНС информации, необходимо назначить лицо(а), ответственное(ые) за предоставление соответствующих сведений в бухгалтерскую службу, и включение такой информации в график документооборота. Наиболее оперативно такую информацию могут получать непосредственно сотрудники бухгалтерии, включая работников ЦБ - но для этого необходимо обеспечить их доступ в личный кабинет налогоплательщика или организовать взаимодействие ответственных лиц с налоговой службой через оператора ЭДО
Кроме того, в целях уплаты налогов по соответствующим КБК не лишним будет включить в положения Учетной политики ежемесячно проводить сверку расчетов с данными ЕНС, например, не позднее 23 или 26 числа - конечно, при условии, что организация подключилась к личному кабинету налогоплательщика, иначе такая сверка с учетом сроков предоставления информации по запросу представляется затруднительной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.