Обзор типовых жалоб на проведение обязательных торгов по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Часть 1
(по состоянию на 1 ноября 2022 года)
Милонаец О.В.
Данный обзор сформирован и обобщен по материалам Публичных обсуждений практик территориальных органов ФАС России.
1. Если по вине Оператора торгов был допущен технический сбой при проведении процедуры торгов и были нарушены права участника торгов, то он может восстановить свои нарушенные права, подав жалобу в ФАС России.
Предмет торгов - проведение аукционов в электронной форме на право размещения некапитального объекта по адресам, на www.torgi.gov.ru/
Во время проведения Аукционов не была обеспечена бесперебойная работа электронной площадки Оператора, в результате чего участник не мог подать лучшее ценовое предложение. Скриншоты, сформированные после завершения процедуры проведения данных Аукционов, контролер не принял во внимание. А вот видеозапись, из которой усматривается, что при попытке открыть страницу проведения Аукциона открывается всплывающее окно с ошибкой "Произошла непредвиденная ошибка", при этом Общество успешно переходит на сайте Оператора из вкладки "Актуальные процедуры" во вкладку проведения Аукциона, что подтверждает непрерывность интернет-соединения на стороне участника, принята во внимание. Журнал активности пользователей как доказательство, безусловно подтверждающее отсутствие технического сбоя на сайте Оператора, не является неоспоримым доказательством. Проведение процедуры Аукциона было продолжено с последнего предложения по цене.
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2022 N 305-ЭС22-9083 по делу N А40-125935/2021
2. Установление заказчиком в документации порядка оценки заявок, предусматривающего невозможность суммирования показателей лиц, входящих в состав коллективного участника, является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Предмет торгов - услуги по осуществлению независимого строительного контроля за ходом выполнения работ по строительству объекта.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
На основании пп. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при том как полностью, так и в части долга, кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Следовательно, с учетом солидарной ответственности, квалификация коллективного участника и его ответственность за исполнение обязательств характеризуется суммой всех финансовых активов (и пассивов) участников, а не одного члена входящего в состав коллективного участника, обладающего наибольшим размером значения квалификационного критерия, оцениваемого Организатором торгов.
При оценке заявок, поданных коллективным участником, показатели деятельности отдельных членов коллективного участника должны суммироваться, к расчету принимается сумма этих значений.
Необходимо учитывать позицию, изложенную в п. 14 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, в соответствии с которой если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику. Обратное не отвечает цели коллективного участия в закупке несколькими лицами в составе группы лиц и ставит эту группу лиц в неравное положение с отдельным участком закупки, показатели опыта работ которого
Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2022 N 307-ЭС21-29019 по делу N А56-96757/2020
3. Оператор электронной площадки обязан разместить своевременно и в полном объеме сведения, информацию, документы о проведении торгов, и в процессе проведения торгов, согласно требованиям раздела VIII. "Размещение сведений о проведении торгов" Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 г. N 495 (далее - Порядок).
Неразмещение на электронной площадке сведений об общем количестве представленных заявок на участие в торгах - нарушение.
В соответствии с подп. "д" п. 8.1 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 г. N 495 оператором электронной площадки на электронной площадке размещаются сведения о ходе проведения торгов (дата начала представления заявок на участие в торгах, сведения об общем количестве представленных заявок на участие в торгах без указания идентифицирующих заявителей данных) - не позднее одного часа после поступления оператору электронной площадки указанных сведений.
Согласно карточке торгов графа "Всего подано заявок на участие" отсутствовала.
Оператором электронной площадки в нарушение подп. "д" п. 8.1 Порядка на электронной площадке не размещены сведения об общем количестве представленных заявок на участие в торгах, суд признает обоснованным.
Информация должна быть доступна неопределенному кругу лиц, в том числе и не зарегистрированным участникам торгов. Если, информация была доступна только для зарегистрированных участников, при этом Порядок не содержит требований к ограничению круга лиц, которым оператор электронной площадки должен обеспечить равный доступ к информации о проведении торгов, в этом случае нарушается принцип доступности участия неограниченного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Так, по смыслу ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, чтобы признать за лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, право на обращение в антимонопольный орган, необходимо установить, какие права и законные интересы указанного лица могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации или проведения торгов.
Жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в антимонопольный орган с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц ограничен законодателем в названной норме. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у заявителя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.
При этом обращение с жалобой в административном порядке лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, возможно только в случаях, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
С учетом положений действующего законодательства для рассмотрения жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу в целях недопущения злоупотреблений со стороны указанного лица, а также исходя из положений ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции следует установить, что обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах; реальные законные права и интересы заявителя, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате указанных в жалобе действия (бездействие) организатора торгов.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2022 N 309-ЭС22-6299 по делу N А60-30852/2021
4. Подведение итогов закупки проведено с нарушением действующего законодательства, если дозапрашивались у участника недостающие документы/сведения, которые им не были представлены в составе заявки.
Предмет торгов - проведение электронного конкурса на приобретение охранных услуг.
Неоднократное направление запросов участнику торгов, впоследствии ставшему победителем, фактически способствует улучшению его положения в ходе закупочной процедуры и, как следствие, предоставление ему неконкурентных преимуществ в ходе проведения закупки. Дозапрос информации и документов, не представленных в составе заявки, содержит риски необъективной оценки поданных заявок, что может повлечь за собой нарушение установленного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношении к участникам закупки.
Запрос о предоставлении дополнительных сведений к заявке участника и запрос разъяснений по представленным ими в составе заявки документам не одно и то же и не равноценное требование Положения о закупке.
Обратное же будет противоречить законодательно закрепленному принципу презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ), поскольку разрешение вопроса об определении победителя закупки будет основано исключительно на субъективном усмотрении заказчика.
Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2022 N 305-ЭС22-7977 по делу N А40-79631/2021
5. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, комиссия обязана отстранить такого участника от участия в открытом конкурсе на любом этапе его проведения.
Предмет торгов - открытый конкурс по выбору специализированных организаций, имеющих право на осуществление деятельности по перемещению, хранению, возврату задержанных транспортных средств
Жалобы на действия организатора открытого конкурса, комиссии организатора рассматриваются Управлениями ФАС России по правилам, установленным ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, и признание жалобы обоснованной, в том числе в части, влечет соответствующие правовые последствия, предусмотренные частью 2 указанной статьи.
Заказчик не имеет права расширительно, произвольно трактовать возможности участника торгов исполнять договор по собственному усмотрению.
Действия организатора торгов по расширительному толкованию требований конкурсной документации по отношению к одному из участников конкурса, позволят произвольно толковать претенденту предъявляемые условия, и приведут к возможности представлять документы по своему усмотрению.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.04.2022 N Ф10-474/2022 по делу N А83-7791/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор типовых жалоб на проведение обязательных торгов по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Часть 1 (по состоянию на 1 ноября 2022 года). (Милонаец О.В.) - Специально для системы ГАРАНТ, 2022 г.
Автор
Ольга Викторовна Милонаец - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области