Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Администрации Томской области
от 30 июля 2010 г. N 661-ра
Концепция
реализации политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией
и профилактике алкоголизма среди населения
Томской области на период до 2020 года
1. Общие положения
Настоящая Концепция определяет направления развития, цели, задачи, ожидаемые сроки и этапы реализации политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Томской области на период до 2020 года.
Концепция реализации политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Томской области на период до 2020 года (далее - Концепция) направлена на улучшение демографической ситуации на территории Томской области путем снижения смертности населения вследствие злоупотребления алкогольной продукцией.
2. Современная ситуация в Томской области,
связанная со злоупотреблением алкогольной
продукцией
По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации, потребление каждого литра сверх данного предела отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.
В России к началу 90-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 л абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 л, то есть в 1,8 раза.
Динамика потребления алкогольной продукции в Томской области в целом повторяет ситуацию по Российской Федерации.
Однако, с учетом не разрешенных к потреблению крепких спиртных напитков домашней выработки и спиртосодержащей продукции фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время в Российской Федерации составляет около 18 л в год. По Томской области подобные данные отсутствуют, однако с учетом сопоставимости данных по легальной алкогольной продукции (10 л в РФ и 9,7 л в Томской области в 2008 году) можно предположить, что показатели по потреблению неразрешенной спиртосодержащей продукции также являются сопоставимыми (около 18 л на душу населения).
В Российской Федерации с 1998 года наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво.
Слабоалкогольные напитки производятся со вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены неявно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции.
В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходит снижение продолжительности жизни и рост случаев преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.
В настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией ежегодно умирает более 23 тыс. человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, более 75 тыс. человек в год.
В Томской области к концу 2009 года зарегистрировано 30185 человек с наркологическими расстройствами, из них подавляющее большинство имеет диагноз "алкоголизм" - 16741 человек. Кроме того, в структуре наркологических расстройств учитываются лица с наркоманиями - 4606 человек; токсикоманиями - 90 человек; со злоупотреблением алкоголем - 6121 человек, наркотическими веществами - 2514 человек и одурманивающими психоактивными веществами - 113 человек.
Распространенность алкоголизма в Томской области в 2009 году составила 161,2 человека на 10 тыс. населения, что на 4,4 % ниже, чем в 2008 году, но на 2,9 % выше, чем по России в целом.
Распространенность алкогольных психозов в Томской области снизилась в 1,2 раза (в 2008 г. - 8,0 человека на 10 тыс. населения, в 2009 г. - 6,9 человека на 10 тыс. населения; по РФ этот показатель - 8,0).
При этом заболеваемость алкоголизмом в Томской области увеличилась на 2 % (в 2008 г. - 10,1 человека на 10 тыс. населения, в 2009 г. - 10,3 человека на 10 тыс. населения), но не превышает уровень РФ (12,2). Первичная заболеваемость населения Томской области хроническим алкоголизмом в 2009 году составила 6,07 человека на 10 тыс. населения, что выше показателя предыдущего года на 16,5 %.
Число зарегистрированных случаев злоупотребления алкоголем с вредными последствиями для здоровья в Томской области в 2009 г. осталось на прежнем уровне и составило 58,9 человека на 10 тыс. населения, что выше уровня РФ в 1,7 раза.
Среди подростков увеличилась распространенность бытового пьянства в 1,6 раза и составила 391,5 человека на 10 тыс. подросткового населения, что выше уровня РФ в 2,4 раза. Распространенность наркоманий в 2009 г. составила 44,3 человека на 10 тыс. населения, что на 5,3 % ниже уровня 2008 г., но выше уровня РФ в 1,7 раза. В целом распространенность среди этой возрастной категории употребления алкоголя, а также наркотических средств, и курение совместно с неблагоприятными социальными условиями жизни обусловливают низкий уровень здоровья подростков в целом.
Кроме того, на протяжении последних нескольких лет в Томской области увеличился удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 8,79 % до 22,32 %.
Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.
Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.
В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.
Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией заключаются не только в случайных алкогольных отравлениях. В большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев и насилия, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, меньше - от сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.
В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления: убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.
Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. У воспитанников детских домов достаточно часто наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.
Высокий уровень алкоголизации ведет к тенденции роста количества разводов в семьях и "омоложения" алкоголизма.
Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
Злоупотребление алкогольной продукцией вызывает особенно высокий уровень смертности среди мужчин 40 - 60 лет, которые в этом возрасте обладают наиболее ценными профессиональными навыками. Их преждевременный уход из жизни наносит ущерб трудовым ресурсам, обладающим профессиональным опытом, снижает объем инвестиций в человеческий капитал.
Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.
Отсутствие в настоящее время целостной, научно обоснованной системы профилактики алкоголизма, в первую очередь среди несовершеннолетних и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие этому негативному явлению.
В связи с этим разработана Концепция, направленная на оптимизацию системы государственного и общественного воздействия на повышение эффективности мер по противодействию распространению злоупотребления алкогольной продукцией.
3. Цели и задачи политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией
и профилактике алкоголизма
среди населения Томской области
Целью политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Томской области является улучшение демографической ситуации на территории Томской области путем снижения смертности населения вследствие злоупотребления алкогольной продукцией.
Приоритетные задачи реализации поставленной цели.
1. Формирование трезвого и здорового образа жизни у населения Томской области.
2. Изменение структуры потребления населением Томской области алкогольной продукции при одновременном снижении общего уровня ее потребления.
3. Создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня потребления алкогольной продукции населением Томской области.
4. Приоритетные направления развития политики
по снижению масштабов злоупотребления
алкогольной продукцией и профилактике
алкоголизма среди населения Томской области
Реализация политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Томской области осуществляется по следующим приоритетным направлениям в порядке, установленном действующим законодательством.
1. Организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией.
2. Разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ.
3. Проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп.
4. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи.
5. Укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции.
6. Включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы тематических вопросов по профилактике употребления алкогольной продукции среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
7. Обеспечение широкой доступности профилактических программ, нацеленных на семью.
8. Совершенствование и развитие медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом.
9. Совершенствование деятельности реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма в работе с населением, особенно с молодежью.
10. Разработка и реализация мер антиалкогольной политики по месту работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости.
11. Реализация политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта, на территории Томской области.
12. Соблюдение технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области.
13. Снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени на территории Томской области.
14. Ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы, произведенной на территории Томской области, алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи, в порядке, установленном действующим законодательством.
15. Запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции в целях рекламы, произведенной на территории Томской области, такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами, в порядке, установленном действующим законодательством.
16. Ограничение проведения нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов на территории Томской области.
17. В целях формирования культуры потребления алкогольной продукции создание условий для производства качественного вина на территории Томской области.
18. Осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции на территории Томской области в порядке, установленном действующим законодательством.
19. Поддержка общественных и религиозных организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией на территории Томской области.
20. Совершенствование системы мониторинга потребления алкогольной продукции и оценки эффективности реализации мер политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.
Выполнение мероприятий по приоритетным направлениям развития политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Томской области осуществляется исполнителями за счет ассигнований, предусмотренных на осуществление текущей деятельности, и ассигнований, предусмотренных на реализацию долгосрочной областной целевой программы "Профилактика правонарушений и наркомании в Томской области (2010 - 2013 годы)", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 17.12.2009 N 204а "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Профилактика правонарушений и наркомании в Томской области (2010 - 2013 годы)" (далее - ДОЦП "Профилактика правонарушений и наркомании в Томской области (2010 - 2013 годы)").
5. Основные этапы и ожидаемые результаты
реализации политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией
и профилактике алкоголизма среди населения
Томской области
Реализация политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Томской области предусматривает два этапа.
На первом этапе (2010 - 2012 годы) предполагается создать условия для уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.
Кроме того, на первом этапе предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.
Также на первом этапе реализуются мероприятия в рамках реализации ДОЦП "Профилактика правонарушений и наркомании в Томской области (2010 - 2013 годы)".
На втором этапе (2013 - 2020 годы) предусматривается продолжение выполнения мероприятий по сокращению уровня потребления алкогольной продукции. Основными мероприятиями этого этапа будут реализация программ по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры, осуществление специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, обеспечение эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости в отношении лиц (их семей), которые употребляют алкогольную продукцию в объемах, опасных для возникновения такой зависимости.
К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снизить уровень смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.
Реализация второго этапа позволит обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению достигнутых результатов.
Концепция способствует решению задач социальной сферы, обозначенных в Стратегии развития Томской области до 2020 года, N 5.1 "Обеспечить проведение эффективной демографической политики, включая стимулирование рождаемости, сокращение смертности и обеспечение притока квалифицированных кадров на территорию области" и N 8.2 "Обеспечить улучшение здоровья населения".
Реализация мероприятий первого этапа (2010 - 2012 годы) Концепции позволит снизить:
количество потребляемой алкогольной продукции с 9,0 л до 8,1 л в чистом алкоголе на душу населения в год;
распространенность алкоголизма с 161,2 до 157,0 человека на 10 000 жителей Томской области;
заболеваемость алкоголизмом с 10,3 до 9,6 человека на 10 000 жителей Томской области;
распространенность алкогольных психозов с 6,9 до 6,0 человека на 10 000 жителей Томской области;
долю крепких напитков в структуре потребления алкогольной продукции ниже 15 %.
Социальными последствиями реализации Концепции будут являться улучшение демографической ситуации на территории Томской области, укрепление здоровья населения и повышение качества человеческого капитала, который в современных условиях является главным фактором развития экономики страны и регионов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.