Организация в связи с превышением среднесписочной численности может перейти из малого предприятия в среднее. Какие льготы и преференции она при этом утратит?
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 данного закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в соответствующий единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к данной ситуации, при одном и том же уровне дохода предприятие будет отнесено к средним, если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысит 100 человек (находясь при этом в диапазоне от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) (п. 2 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, смотрите также Вопрос: Как определить, к какой категории относится субъект малого и среднего предпринимательства, если по среднесписочной численности сотрудников относится к микропредприятию, а по предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость относится к категории малого предпринимательства? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2021 г.) и Вопрос: Как определить, к какой категории относится субъект малого и среднего предпринимательства? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2021 г.)).
Обратите внимание: законом установлен трехлетний срок для изменения категории субъекта (ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Таким образом, несоответствие в определенном периоде критериям отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя - это случится при сохранении данной тенденции в течение трех календарных лет, следующих один за другим, а не о разовом несоответствии установленным критериям (смотрите также Вопрос: Изменение категории субъектов МСП и потеря статуса субъекта МСП (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)).
Теперь непосредственно о том, какие последствия несет смена категории с малого предприятия на среднее (исходя из базовых правил, без учета установленных специальными нормативными правовыми актами, законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления) в разрезе преференций.
Упрощенный порядок статистического контроля, который проводится в форме выборочных статистических наблюдений, проводимых 1 раз в месяц или квартал, а также в виде сплошных статистических наблюдений, проводимых раз в 5 лет (ст. 5 Закона N 209-ФЗ, ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"). Такие наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся по формируемым перечням на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Специальных форм, предназначенных именно для средних предприятий, мы оперативно не обнаружили. Полагаем, что при смене категории респонденту нужно будет заранее озаботиться получением информации о формах, которые ему предстоит представить (например, обратиться к информационно-поисковой системе http://websbor.gks.ru/online/# !/gs/statistic-codes). Но смена категории обяжет сдавать отчетность в форме электронного документа. Поскольку такая отсрочка действует для субъектов малого предпринимательства до 31.12.2021, полагаем, что возникшая обязанность не будет критичной (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 500-ФЗ).
Замена административного штрафа предупреждением в общем случае применяется к субъектам как малого, так и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (подп. 17 п. 1 и п. 2.1 ст. 427 НК РФ), также применяются субъектами малого и среднего предпринимательства, без разделения такого права.
Упрощение бухгалтерского учета - все субъекты малого предпринимательства, за исключением указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности", информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016). Суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности:
- в отказе (частичном отказе) от применения ПБУ;
- в простой системе ведения бухгалтерского учета (без применения двойной записи);
- в сокращении количества применяемых синтетических счетов;
- в применении упрощенных вариантов учета отдельных видов хозяйственных операций;
- в упрощенной системе регистров бухгалтерского учета;
- в применении кассового метода учета доходов и расходов;
- в отказе от переоценки и обесценения активов;
- в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и по самостоятельно разработанным формам.
То есть смена категории с малого предприятия на среднее лишит организацию права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (смотрите, например, Вопрос: Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, субъектом среднего предпринимательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)). В частности, среднее предприятие обязано уже будет применять в своей деятельности ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности". Также оно уже не сможет по своему выбору не применять отдельные положения других стандартов учета (например, п. 6.1, п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности") (смотрите также п. 11 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности"). В связи с чем, возможно, потребуется внесение изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета (введя применение указанных стандартов в бухгалтерский учет организации).
Упрощенный порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц - субъектов малого предпринимательства; они могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (абзац 10 п. 2 Указания N 3210-У). При этом под субъектами малого предпринимательства в целях Указания N 3210-У понимаются только юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (абзац 2 п. 1 Указания N 3210-У).
Все остальные правила ведения кассовых операций, а также иные обязанности и ограничения, связанные с оборотом денежной наличности, для юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не имеют различий.
Сокращенный срок проведения большинства выездных проверок установлен для субъектов малого предпринимательства (ч. 7 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Если проверка проводится по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", то сокращенные сроки - 50 и 15 часов (в год!) - применяются только в отношении плановых выездных проверок, при этом в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены (пп. 2, 3 ст. 13, ст. 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что в 2021 году в отношении субъектов малого бизнеса установлен временный запрет на проведение плановых проверок. То есть, опять же, утрата принадлежности к малому бизнесу обусловит применение уже общего подхода проверяющих. Но и для малых предприятий запрет на проверки предусматривал много исключений (п. 7 и п. 8 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969).
Напомним:
Мораторий подразумевает запрет на проведение в 2021 году плановых проверок всех ИП и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 7 Постановления N 1969).
Какие плановые проверки не подпали под мораторий-2021?
- все плановые лицензионные проверки (подп. "г" п. 8 Постановления N 1969);
- плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (подп. "а" п. 8 Постановления N 1969);
- плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергеоэффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по перечню конкретных видов деятельности, установленных постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (подп. "б" п. 8 Постановления N 1969, ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);
- плановые проверки СМП, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2021 год не прошло и трех лет (подп. "в" п. 8 Постановления N 1969);
- плановые проверки СМП в рамках федеральных госнадзоров в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии, госконтроля за обеспечением защиты гостайны; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (подп. "д" п. 8 Постановления N 1969);
- а сверх того, все плановые проверки, проведение которых вообще не регламентируется нормами Закона N 294-ФЗ, в том числе - налоговые (включая контроль за применением онлайн-касс в расчетах и пр.), таможенные, прокурорские и т.п., перечень можно уточнить из ч. 3 и ч. 3.1. ст. 1 Закона N 294-ФЗ (смотрите письма ФНС России от 26.03.2021 N ЗГ-3-2/2273, Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2021 N 76/2-573-2018, информацию Росфинмониторинга от 29.03.2021).
Нам сложно оценить, как именно будет сформирован план проверок в данном случае, поэтому мы достоверно не готовы оценить последствия для среднего предприятия в этой части.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Льготы по налогам и взносам для субъектов МСП;
- Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами;
- Энциклопедия решений. "Коронавирусный" мораторий на проверки 2021;
- Энциклопедия решений. Замена административного штрафа предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства и НКО.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
15 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"