Постановление Главы Администрации Томской области от 29 декабря 1998 г. N 471
"О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессиональной
подготовки государственных и муниципальных служащих, управленческих
кадров для ведущих отраслей экономики области"
Согласно постановлению Главы Администрации(Губернатора) Томской области от 24 октября 2001 г. N 364 настоящее постановление утратило силу
В Администрации области сложилась система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. В ходе реализации комплексной программы профессиональной подготовки всеми формами обучения охвачено более двух тысяч государственных и муниципальных служащих.
В плане подготовки управленческих кадров начата работа с резервом руководящих кадров агропромышленного комплекса, руководителями средств массовой информации районов области, проведен конкурсный отбор специалистов для участия в федеральной программе: "Подготовка управленческих кадров для отраслей народного хозяйства Российской Федерации".
Вместе с тем, уровень подготовки руководителей предприятий ведущих отраслей области: агропромышленного и лесопромышленного комплексов, предприятий военно-промышленного комплекса, промышленных предприятий не соответствует современным требованиям. Руководители предприятий этих отраслей продолжительное время не занимаются вопросами подготовки руководящих кадров, созданием резерва на высшие руководящие должности, что является одной из причин кризисного состояния на большинстве предприятий.
На основании вышеизложенного,
Постановляю:
1. Считать организацию профессиональной подготовки управленческих кадров приоритетным направлением в работе Администрации области.
2. Утвердить концептуальные основы среднесрочной программы профессиональной подготовки управленческих кадров (приложение 1).
3. Утвердить заказ на целевую подготовку в высших учебных заведениях государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров для ведущих отраслей экономики области на 1998-1999 учебный год (приложения 2,3).
4. Установить следующий порядок финансирования расходов на целевую подготовку:
государственных служащих учреждений и организаций, финансируемых из областного бюджета, за счет средств областного бюджета (командировочные расходы оплачиваются по месту работы государственных служащих);
муниципальных служащих - за счет средств местных бюджетов соответствующих муниципальных образований и личных средств;
управленческих кадров ведущих отраслей экономики - за счет средств соответствующих предприятий и организаций из расчета не более 65 МРОТ за 1 человека в год по программам подготовки, переподготовки и не более 6 МРОТ - по программе повышения квалификации.
5. Определить базовыми учебные заведения: Сибирская Академия государственной службы, Томский государственный университет, архитектурно-строительный университет, политехнический университет, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, институт повышения квалификации агробизнеса.
6. Департаменту по образованию и научно-технической политике (Зинченко):
до 01.03.99 провести работу по созданию консорциума высших учебных заведений для реализации заказа на целевую подготовку управленческих кадров;
обеспечить контроль за осуществлением целевого приема абитуриентов из сельской местности на дневное отделение престижных факультетов томских ВУЗов.
7. Департаменту агропромышленного комплекса (Титов) и управлению сельского хозяйства (Каплунов) обеспечить реализацию программы переподготовки резерва руководящих кадров предприятий агропромышленного комплекса, своевременное ее финансирование за счет средств, предусмотренных на эти цели.
8. Департаменту лесопромышленного комплекса (Луков) провести организационную работу по формированию резерва руководящих кадров, внедрению программ профессиональной подготовки.
9. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Юргин) сформировать состав слушателей по программам переподготовки и повышения квалификации из числа перспективных руководителей предприятий и резерва на замещение руководящих должностей.
10. Департаменту по промышленности (Трубицын) совместно с межотраслевым производственным объединением провести работу по формированию резерва руководящих кадров, определению состава слушателей по программам профессиональной подготовки, в т.ч. антикризисных управляющих, отбору молодых специалистов для участия в федеральной программе.
11. Департаменту государственной службы (Курбатов):
обеспечить координацию деятельности образовательных учреждений, отраслевых департаментов, областных управлений, органов местного самоуправления по организации профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров ведущих отраслей экономики, организационно-методическое руководство;
в срок до 01.02.99 сформировать на контрактной основе проблемную лабораторию - "Центр оценки" для внедрения новых кадровых технологий диагностики персонала с целью определения состава слушателей по программам профессиональной подготовки, построения карьерной стратегии;
осуществлять организационно-методическое руководство профессиональной подготовкой и работой районных центров;
обеспечить внедрение дистанционного обучения.
12. Департаменту финансов (Джаши) обеспечить своевременное и полное финансирование программ профессиональной подготовки государственных служащих и резерва руководящих кадров в рамках федеральной программы согласно смете расходов (приложение 4).
13. Финансово-хозяйственному управлению (Брестовицкий) создать условия для проведения профессиональной диагностики персонала и работы Томского регионального отделения Комиссии по подготовке управленческих кадров (до 01.03.99г.).
14. Рекомендовать органам местного самоуправления: разработать на основе анализа кадрового состава среднесрочную программу профессиональной подготовки муниципальных служащих и управленческих кадров;
определить потребность в подготовке молодых специалистов на контрактной основе;
заключить договоры с высшими учебными заведениями на подготовку специалистов для предприятий, обеспечивающих экономическое развитие территории;
направить на обучение в 1999-2000 учебном году по программам подготовки и переподготовки муниципальных служащих в соответствии с карьерной стратегией;
создать районные центры профессиональной подготовки кадров; предусмотреть в бюджете муниципального образования статью расходов на профессиональную подготовку кадров.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управляющего Делами - заместителя Главы Администрации области Мордовину Т.С.
Глава Администрации (Губернатор) |
В.Кресс |
Приложение 1
Утверждены
постановлением Главы
Администрации области
от 29 декабря 1998 г. N 471
Концептуальные основы
среднесрочной программы обеспечения профессиональной
подготовки управленческих кадров Томской области
I. Общие положения
II. Состояние профессиональной подготовки управленческих кадров
III.Цели и задачи программы
IV. Основные направления
Мероприятия по реализации направлений среднесрочной программы
подготовки управленческих кадров
I .Общие положения
1.1. Среднесрочная программа обеспечения профессиональной подготовки управленческих кадров Томской области создается с целью реализации положений Законов Российской Федерации "Об основах государственной службы в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указов Президента Российской Федерации от 07.02.95 Э103 (ред. от 17.09.98) "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих", от 23.07.97 Э774"О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации", Законов Томской области "О государственной службе в Томской области", "О муниципальной службе в Томской области"
1.2. Реализация программы осуществляется на следующих принципах:
эффективности кадровой политики;
системности, последовательности, легитимности, открытости и
комплексности кадровой политики;
компетентности государственных и муниципальных служащих,
руководителей хозяйствующих субъектов;
социальной ответственности и защищенности лиц, находящихся
на государственной и муниципальной службе; перспективности
государственной и муниципальной службы, как института управления;
мотивации государственных и муниципальных служащих в
повышении квалификации;
управляемости процессами ротации руководящих кадров на
предприятиях ведущих отраслей экономики;
целесообразности финансовых затрат на эти цели.
Настоящая программа ориентирована на реализацию основных направлений концепции социально-экономического развития области и кадровой политики в части профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, руководящих кадров ведущих отраслей экономики и резерва.
II. Состояние профессиональной подготовки
управленческих кадров
В соответствии со структурой профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих на 1996-2000 гг., утвержденной постановлением Главы Администрации области 29.11.96 N 321 "Об итогах 1995-96 учебного года и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих до 2000 года" профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих осуществляется по следующим направлениям:
подготовка по специальности: "государственное и муниципальное управление" на базе высшего и среднего специального образования;
переподготовка кадров для получения новой специальности или квалификации;
повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. За три года профессиональную подготовку и переподготовку по специальности "государственное и муниципальное управление" прошли 417 служащих и 426 продолжают обучение. В краткосрочных программах участвовало около полутора тысяч государственных и муниципальных служащих, более 500 прошли курсы повышения квалификации. В каждом районе организована работа постоянно действующих семинаров, в которых участвуют специалисты администрации области, областных органов управления, преподаватели ВУЗов.
В области обучения персонала Администрация сотрудничает с Российской Академией государственной службы, Томским государственным университетом, Сибирской Академией государственной службы и ее филиалом в Томске.
В целях повышения эффективности образовательных программ проводятся научно-практические конференции и семинары преподавателей и самих обучающихся с участием первых руководителей области.
Для информационно-методического обеспечения образовательных программ и постоянной работы государственных и муниципальных служащих по самообразованию создан информационно-методический кабинет, фонды которого насчитывают около 100 изданий периодической печати и более 1000 наименований учебно-методической литературы по вопросам экономики, права, управления. Одно из достижений учебы - это изменение у государственных и муниципальных служащих образа мышления, выработка умения анализировать и прогнозировать происходящие в обществе процессы, знание нормативно-правовой базы, позволяющее принимать грамотные управленческие решения. Результат профессиональной подготовки можно наблюдать при анализе деятельности муниципальных образований: изменение стиля управления первых руководителей, повышение эффективности управленческих решений, стремление направить перспективных работников на обучение по долгосрочным программам (Колпашевский, Молчановский, Кожевниковский районы).
Анализ кадровой ситуации в органах муниципального управления, где даже на должностях начальников отделов работают более 30% работников без высшего образования и около 40 % предпенсионного возраста, показал необходимость целенаправленной работы по подготовке молодых специалистов. Для подготовки выпускников школ к сознательному выбору этой профессии создана заочная "Академия лидерских наук". Увеличен целевой набор в ВУЗы из числа выпускников сельских школ.
В порядке эксперимента организовано обучение руководителей средств массовой информации.
В плане подготовки руководящих кадров и резерва для ведущих отраслей экономики сделаны первые шаги по созданию системы отраслевой подготовки кадров. Так, резерв руководящих кадров агропромышленного комплекса обучается на базе института повышения квалификации агробизнеса, проведены курсы повышения квалификации заместителей руководителей промышленных предприятий на базе политехнического университета.
В рамках федеральной программы "Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства" проведен конкурсный отбор 47 специалистов для зарубежной стажировки и прохождения профессиональной подготовки в Томском государственном университете.
III. Цели и задачи программы
3.1. Цели программы:
обеспечение поэтапного наращивания профессионального потен-циала государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров ведущих отраслей экономики области;
адаптация и внедрение новых кадровых технологий .
3.2. Задачи программы:
создание единой системы профессиональной подготовки управленческих кадров;
формирование устойчивых качеств государственного и муниципального служащего нового типа, владеющего глубокими знаниями в области права, экономики, управления, стратегическим видением, нормами деловой этики и опытом в области социального управления;
подготовка резерва руководящих кадров и антикризисных управляющих для основных отраслей экономики на договорной основе с высшими учебными заведениями.
IV. Основные направления
Изучение кадровой ситуации в структурных подразделениях Администрации области, муниципальных образованиях и на предприятиях ведущих отраслей экономики.
Мониторинг эффективности образовательных программ.
Организация профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих с учетом внедрения малозатратных форм обучения.
Координация деятельности образовательных учреждений по реализации заказа Администрации области.
Организация подготовки, переподготовки руководящих кадров и резерва.
Организационно-методическое сопровождение федеральной программы "Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства".
Формирование заказа на подготовку молодых специалистов, разработка и внедрение новых форм мотивации успешной учебы.
Проведение диагностики персонала органов государственного и муниципального управления, резерва руководящих кадров для отбора на государственную службу, определения программ профессиональной подготовки, служебного продвижения.
Оказание методической помощи администрациям городов и районов по осуществлению профессиональной подготовки, внедрению новых кадровых технологий и созданию методической базы для этих целей.
Финансовое обеспечение программ профессиональной подготовки и изменение механизма оплаты с учетом использования средств местных бюджетов.
Создание условий для обеспечения профессиональной подготовки управленческих кадров.
Мероприятия по реализации направлений среднесрочной
программы подготовки управленческих кадров
1. Изучение кадровой ситуации
1.1. Взаимодействуя с кадровыми службами структурных подразделений Администрации и органов местного самоуправления, провести анализ качественного состава государственных и муниципальных служащих.
Отв.: Департамент государственной службы,
Департамент по работе с территориями.
Срок: до 1 мая 1999г.
1.2. Создать банк кадровой информации в соответствии с Реестром государственных должностей.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: до 1 февраля 1999 г.
1.3. Провести анализ качественного состава руководящих кадров предприятий ведущих отраслей экономики области.
Отв.: отраслевые департаменты, комитеты.
Срок: до 1 апреля 1999 г.
1.4 Сформировать резерв руководящих кадров для предприятий ведущих отраслей экономики и определить формы профессиональной подготовки управленческих кадров.
Отв.: Департамент государственной службы,
отраслевые департаменты, комитеты.
Срок: до 1 февраля 1999 г.
2. Мониторинг эффективности образовательных программ.
2.1. Проанализировать карьерное продвижение государственных и муниципальных служащих, прошедших обучение по программам подготовки и переподготовки.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: ноябрь 1999г.
2.2. Провести социологический опрос слушателей на предмет использования полученных в процессе учебы теоретических знаний в практической деятельности.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: декабрь 1999г.
2.3. Провести количественный и качественный анализ документов муниципальных образований на предмет принятия управленческих решений, направленных на улучшение экономического положения территории с целью корректировки учебных программ.
Отв.: Департамент по работе с территориями.
Срок: март 1999г.
2.4. Провести экспертную оценку программ по базисным курсам профессиональной подготовки.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: декабрь 1999г.
2.5. Провести анализ практической направленности дипломных и выпускных работ слушателей МФУ ТГУ и ТФ СибАГС
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: январь 1999г.
3. Организация профессиональной подготовки государственных
и муниципальных служащих
3.1. Определить состав слушателей по программам подготовки, переподготовки государственных и муниципальных служащих на основе вступительных экзаменов и диагностики профессиональной успешности в соответствии с утвержденной структурой на 1999-2000 учебный год.
Отв.:Департамент государственной службы.
Срок: ежегодно до 1 августа.
3.2. Обеспечить внедрение новых форм обучения: экстернат, дистанционное обучение, курсовая подготовка непосредственно на базе муниципальных образований.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно
3.3. Осуществлять контроль за состоянием профессиональной под-готовки в ходе реализации заказа Администрации области.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно.
3.4. Обеспечить организационно-методическое руководство работой проблемных семинаров и курсов повышения квалификации.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: в соответствии с графиком.
3.5. Осуществлять информационно-методическое обеспечение обучающих программ и работы государственных и муниципальных служащих по самообразованию.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно.
3.6. Практиковать издание информационно-методических выпусков по направлениям деятельности органов исполнительной власти, изучение опыта работы с кадрами в других регионах.
Отв.: Департамент государственной службы,
отраслевые департаменты, комитеты.
Срок: ежеквартально
3.7. Продолжить работу по комплектованию фонда и темати-ческого банка данных учебно-методической литературы и периодических изданий информационно-методического кабинета.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно.
4. Координация деятельности образовательных учреждений
4.1. Рассмотреть на научно-методическом Совете вопрос о создании консорциума образовательных учреждений, участвующих в программах профессиональной подготовки управленческих кадров для предприятий ведущих отраслей экономики области.
Отв.: Департамент государственной службы,
Департамент по образованию и научно-технической
политике.
Срок: январь 1999г.
4.2. Практиковать направление на курсы повышения квалификации в Российскую Академию госслужбы и Сибирскую Академию госслужбы преподавателей, участвующих в программах профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно.
4.3. Продолжить практику проведения научно-практических семи-наров и конференций по проблемам повышения эффективности образовательных программ.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: ежегодно: сентябрь, февраль.
4.4. Организовать стажировку преподавателей в органах исполнительной власти.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: по отдельному плану.
5. Организация переподготовки руководящих
кадров и резерва для ведущих отраслей экономики
5.1. Сформировать состав слушателей по программам профес-сиональной подготовки управленческих кадров ведущих отраслей экономики области на 1998-1999, 1999-2000 учебн.годы.
Отв.: отраслевые департаменты, комитеты.
Срок: декабрь 1998г., август 1999г.
5.2. Заключить договоры с учебными заведениями на подготовку управленческих кадров.
Отв.: отраслевые департаменты, комитеты.
Срок: декабрь 1998г.
5.3. Осуществлять координацию деятельности отраслевых депар-таментов и Территориального агентства Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в Томской области по подготовке антикризисных управляющих.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно.
5.4. Осуществлять контроль за организацией профессиональной подготовки руководящих кадров и резерва.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно.
5.5. Практиковать зарубежные стажировки антикризисных управляющих.
Срок: по отдельному плану.
Отв.: отраслевые департаменты.
6. Организационно-методическое сопровождение
федеральной программы: "Подготовка управленческих
кадров для предприятий народного хозяйства РФ"
6.1. Осуществлять конкурсный отбор специалистов на участие в федеральной программе.
Отв.: региональное отделение Комиссии.
Срок: ежегодно до 1 марта.
6.2. Обеспечить заключение контрактов между администрациями предприятий и организаций всех форм собственности с участниками федеральной программы.
Отв.: региональное отделение Комиссии.
Срок: январь - апрель1999 г.
6.3. Сформировать состав слушателей по программам переподготовки (менеджмент, маркетинг, финансы).
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: до 1 апреля 1999 г.
6.4. Провести конкурсный отбор преподавателей для участия в осуществлении программы переподготовки управленческих кадров.
Отв.: Департамент государственной службы,
Департамент по образованию и научно-технической политике.
Срок: ежегодно до 1 марта.
6.5. Обеспечить мониторинг использования специалистов, прошедших зарубежную стажировку в рамках федеральной программы.
Отв.: региональное отделение Комиссии,
отраслевые департаменты.
Срок: апрель - июнь, ежегодно.
7. Формирование заказа на подготовку молодых специалистов.
7.1. Осуществлять организационно-методическое руководство областной "Академией лидерских наук".
Отв.: Департамент государственной службы,
Комитет по молодежной политике.
Срок: постоянно.
7.2. Провести совместно с приемными комиссиями учебных заведений конкурсный отбор абитуриентов для обучения по специальности "государственное и муниципальное управление".
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: до 30 августа, ежегодно.
7.3. Учредить премию Губернатора за особые успехи в обучении для студентов из сельских районов.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: сентябрь 1999г.
7.4. Обеспечить заключение контрактов органов местного самоуправления с будущими специалистами.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: до 1 сентября, ежегодно.
7.5. Организовать практику студентов, обучающихся по специальности "государственное и муниципальное управление" в администрациях городов и районов, структурных подразделениях Администрации области.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: ежегодно: июнь - август.
7.6. Проводить мониторинг использования молодых специалистов в соответствии с заключенными контрактами.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно.
8. Обеспечение проведения диагностики персонала.
8.1. Создать при Департаменте государственной службы проблемную лабораторию "Центр оценки" из числа ведущих ученых-специалистов в области психодиагностики и управления персоналом (на контрактной основе) и руководителей отраслевых департаментов по адаптации и внедрению новых кадровых технологий диагностики персонала.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: декабрь 1998г.
8.2. Разработать систему диагностики персонала для отбора на государственную службу, определения программ обучения и служебного продвижения.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно
8.3.Осуществлять при проведении конкурсного отбора на обучение по специальности "государственное и муниципальное управление" психодиагностику выпускников школ для определения их профессиональной направленности.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: ежегодно: апрель.
8.4. Разработать методику поиска и отбора резерва руководящих кадров.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: февраль 1999г.
9. Оказание методической помощи администрациям
городов и районов.
9.1. Оказывать помощь в организационно-методическом руководстве работой районных центров профессиональной подготовки.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: постоянно.
9.2. Разработать примерную тематику семинаров-практикумов на 1999 - 2000 учебный год.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: август 1999 г.
9.3. Создать творческие группы из числа ученых и практиков по изучению социально-экономического положения, с целью определения приоритетных направлений развития территорий, и оказанию помощи в работе районных центров профессиональной подготовки.
Отв.: Департамент по работе с территориями,
Департамент государственной службы.
Срок: январь 1999г.
9.4. Создать экспериментальные площадки по адаптации и внедрению новых кадровых технологий на базе муниципальных образований Томского и Шегарского районов.
Отв.: Департамент по работе с территориями,
Департамент государственной службы.
Срок: январь 1999г.
9.5. Проводить методические семинары преподавателей районных центров профессиональной подготовки.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: ежегодно: сентябрь.
9.6. Обобщить опыт работы администраций Чаинского района по организации профессиональной подготовки кадров.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: сентябрь 1999г.
10. Финансовое обеспечение программ
профессиональной подготовки.
10.1. Составить смету расходов на проведение профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих на 1999-2000 учебный год.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: май 1999г.
10.2. Определить источники долевого финансирования федеральной программы.
Отв.: Департамент финансов, отраслевые департаменты.
Срок: январь 1999г.
10.3. Осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств на обучение.
Отв.: Департамент государственной службы.
Срок: 1 раз в полугодие.
10.4. Определить механизм финансирования программ профес-сиональной подготовки управленческих кадров ведущих отраслей экономики.
Отв.: отраслевые департаменты, комитеты.
Срок: декабрь 1998г.
11. Создание условий для обеспечения профессиональной подготовки управленческих кадров.
11.1. Выделить дополнительные помещения для работы "Центра оценки" в рамках реализации федеральной программы "Подготовка управленческих кадров для органов народного хозяйства".
Отв.: Финансово-хозяйственное управление.
Срок: первый квартал 1999 г.
11.2. Обеспечить материально-техническое оснащение "Центра оценки".
Отв.: Департамент государственной службы,
Финансово-хозяйственное управление.
Срок: первый квартал 1999 г.
11.3. Подключить информационно-методический кабинет и "Центр оценки" к локальной вычислительной сети Администрации области с предоставлением следующих ресурсов: электронная почта и новости, выход в Интернет, база данных нормативных документов.
Отв.: Комитет информатизации. Срок.: декабрь 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Томской области от 29 декабря 1998 г. N 471 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров для ведущих отраслей экономики области"
Текст документа официально опубликован не был
Согласно постановлению Главы Администрации(Губернатора) Томской области от 24 октября 2001 г. N 364 настоящее постановление утратило силу