Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (далее - законопроект) разработан в соответствии с:
пунктом 69 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год;
пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 136 "О Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования";
абзацем третьим подпункта "а" пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204);
подпунктом "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г. N Пр-1068 (далее - Поручение).
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О связи" управление сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи. До ноября 2020 года это полномочие осуществляло Федеральное агентство связи (Россвязь).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" все полномочия Россвязи перешли к Минцифры России (в том числе полномочия в сферах оказания универсальных услуг связи, управления сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях, а также сбора информации об инфраструктуре связи в Российской Федерации).
Для управления сетью связи общего пользования используется, в том числе, информация об инфраструктуре связи в Российской Федерации, которая в настоящее время предоставляется операторами связи по запросу раз в год в федеральный орган исполнительной власти в области связи на основании статьи 46 Федерального закона "О связи".
Однако, очевидно, что потребность в актуализации разных видов информации неодинакова - какую-то информацию необходимо актуализировать чаще, какую-то реже в зависимости от критичности для исполнения государственного полномочия по управлению сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях. Существующий режим актуализации информации об инфраструктуре связи с помощью запросов не позволяет своевременно обрабатывать информацию, поступающую от операторов связи в основном на бумажном носителе, а также предоставлять ее в установленных случаях в иные органы власти.
Также предоставление информации в уполномоченный орган власти по запросу создает неоправданную нагрузку на орган власти в виде необходимости предварительного создания и направления запросов каждому оператору связи. Автоматизированное предоставление информации операторами связи в электронном виде без необходимости рассылки запросов органа власти является единственно приемлемым в настоящее время способом исполнения указанного государственного полномочия.
В свою очередь, абзац третий подпункта "а" пункта 11 Указа N 204 предусматривает необходимость обеспечения Правительством Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в 2024 году достижения такой цели как "создание к 2024 году устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств".
Достижение указанной цели планируется посредством подключения социально значимых объектов к инфраструктуре высокоскоростной передачи данных, а также создания в них узлов связи для последующего подключения к ней домохозяйств и организаций; посредством расширения перечня населенных пунктов, в которых оказываются универсальные услуги связи; путем прокладки волоконно-оптических линий передачи в арктической зоне и других труднодоступных местностях, а также с помощью реализации иных инфраструктурных мероприятий.
Планирование инфраструктурных мероприятий федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" невозможно без точного представления о текущем состоянии предмета планирования, то есть действующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных (по сути инфраструктуры связи), инфраструктуры обработки и хранения данных, а также (в оптимальном случае) сопутствующей инфраструктуры электрических сетей и дорожной сети.
Реализация инфраструктурных мероприятий также требует постоянной актуализации информации о введенных в эксплуатацию сетях и сооружениях связи для контроля за этапами реализации проектов.
Таким образом, без получения информации о сетях связи, сооружениях связи, центрах обработки данных и иной необходимой информации невозможно составить объективное представление о существующей инфраструктуре связи и обработки данных, планировать ее развитие и контролировать установленные показатели.
Ситуация осложняется тем, что центры обработки данных как инфраструктурные объекты в законодательстве не определены, равно как не определены и операторы центров обработки данных, не установлена их обязанность предоставлять информацию в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Подпункт "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г. N Пр-1068 предусматривает проработку вопроса о предоставлении организациям, являющимся операторами центров обработки данных, льготного доступа на рынок электрической энергии и мощности.
Как указывалось выше, ни центры обработки данных, ни операторы центров обработки данных в законодательстве не определены. Соответственно, исполнение Поручения невозможно до определения в законодательстве данных объектов правового регулирования.
Для решения вышеперечисленных задач законопроект предусматривает:
введение в правовое поле понятия центров обработки информации (ЦОД) как специализированных сооружений связи (т.е. инфраструктурных объектов) и сопутствующих необходимых понятий;
оптимизацию порядка предоставления в федеральный орган исполнительной власти в области связи информации, необходимой для реализации его полномочий, с учетом упразднения Россвязи и передачи ее полномочий в Минцифры России;
уточнение перечня видов информации, подлежащей предоставлению операторами связи;
выделение и законодательное закрепление перечня видов информации, подлежащей предоставлению операторами центров обработки данных в уполномоченный орган власти.
Законопроектом предусматривается закрепление статуса ЦОД как инфраструктурного объекта, используемого для размещения оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных, что является существенным признаком ЦОД. В рамках основной деятельности оператор ЦОД оказывает услуги размещения указанного оборудования, то есть его основная деятельность не связана с услугами хостинга (предоставления вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет") или услугами обработки и хранения информации (анализ информации и предоставление результатов этого анализа).
Законопроект устанавливает обязанности операторов ЦОД, вводит перечень информации, которую данные субъекты должны предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области связи. При этом конкретизируется, что операторы связи и операторы ЦОД не обязаны повторно предоставлять информацию, которая была ранее предоставлена в данный орган власти в установленном порядке. Тем самым устраняется существующий в настоящее время административный барьер, снижаются трудозатраты и финансовые затраты указанных субъектов на формирование и доставку информации в органы власти.
В перспективе операторы ЦОД, которые в настоящее время вынужденно являются операторами связи, смогут отказаться от лицензий на оказание услуг связи и получить собственный код внешнеэкономической деятельности, введение которого планируется после вступления в силу законопроекта.
Обязанность предоставлять информацию в федеральный орган исполнительной власти в области связи в настоящее время возложена на операторов связи статьей 46 Федерального закона "О связи". Законопроект распространяет данное обязательное требование на операторов ЦОД, которые до настоящего времени имели статус операторов связи или не имели данного статуса. Данное расширение существующей обязанности необходимо для управления сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях, для понимания необходимости в удовлетворении потребностей региона/района в услугах ЦОД и необходимости их развития, в том числе посредством создания новых ЦОД, для определения возможности перевода государственных и муниципальных информационных систем с ведомственных серверов, не обеспечивающих необходимый уровень надежности, в ЦОД, отвечающий техническим требованиям, со свободной технологической мощностью.
Перечень видов информации, подлежащих предоставлению операторами связи, дополняется сведениями о сооружениях связи, которые относятся к инфраструктуре связи, и сведениями о базе расчета отчислений в резерв универсального обслуживания, из которого финансируется оказание универсальных услуг связи.
Общая ответственность за непредставление, несвоевременное представление либо представление в неполном объеме или в искаженном виде информации, необходимой для осуществления органом власти его полномочий, установлена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае принятия законопроекта будут созданы условия для достижения социально значимого результата, предусмотренного абзацем третьим подпункта "а" пункта 11 Указ N 204, - создание к 2024 году устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
Законопроект в том числе обеспечивает:
выполнение целей, установленных абзацем третьим подпункта "а" пункта 11 Указа N 204, в части подключения домохозяйств и организаций к инфраструктуре высокоскоростной передачи данных и инфраструктуре обработки и хранения данных, то есть гарантированного законодательством права на информацию и на универсальные услуги связи;
исполнение Минцифры России полномочий, перешедших от Россвязи.
Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Решения, предлагаемые к принятию проектом акта, не повлияют на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Решения, предлагаемые к принятию проектом акта, не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета, расходов иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" потребуется принять следующие акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 895".
В Положении о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо заменить Федеральное агентство связи на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в связи с упразднением Россвязи).
Срок - три месяца с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исполнитель - Минцифры России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении классификации центров обработки данных и критериев классификации".
Необходимо для установления классификации центров обработки данных и критериев, в соответствии с которой центры обработки данных разделяются на классы.
Срок - три месяца с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исполнитель - Минцифры России.
3. Приказ Минцифры России "О внесении изменений в приказ Минкомсвязи России от 26 августа 2014 г. N 258 "Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию".
В Требованиях к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию необходимо заменить Федеральное агентство связи на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в связи с упразднением Россвязи), а также пересмотреть порядок, состав, формат и срок предоставления информации в связи с переходом на ее предоставление в электронной форме.
Срок - три месяца с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исполнитель - Минцифры России.
4. Приказ Минцифры России "О внесении изменений в приказ Минкомсвязи России от 16 сентября 2008 г. N 41 "Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания".
В Порядке предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания необходимо заменить Федеральное агентство связи на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в связи с упразднением Россвязи).
Срок - три месяца с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исполнитель - Минцифры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.