Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1197897-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" разработан в соответствии с пунктом 112 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, и направлен на урегулирование порядка осуществления консульскими должностными лицами нотариальных действий за рубежом.
В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) нотариальные действия на территории Российской Федерации имеют право совершать нотариусы и отдельные должностные лица местного самоуправления, а за рубежом - должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
Согласно статье 39 Основ порядок совершения нотариальных действий на территории Российской Федерации устанавливается Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий (для нотариусов) и Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий (для должностных лиц местного самоуправления).
При этом действующая редакция статьи 39 Основ не предусматривает полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию какого-либо специального нормативного правового акта, который регламентировал бы порядок совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами.
Учитывая специфику нотариальных действий, совершаемых за рубежом, представляется необходимым наделить МИД России и Минюст России полномочием издавать инструкцию, регламентирующую вопросы осуществления нотариальной деятельности в российских консульских загранучреждениях.
Согласно части шестой статьи 1 Основ нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
По смыслу Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" (далее - Консульский устав) под консульскими учреждениями понимаются генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства. При этом консульские отделы дипломатических представительств Российской Федерации к консульским учреждениям не относятся.
Учитывая, что нотариальные действия совершаются не только должностными лицами российских консульских учреждений, но также и уполномоченными на то сотрудниками консульских отделов посольств, представляется необходимым внести соответствующие изменения в статьи 1 и 38 Основ в части замены слов "должностные лица консульских учреждений Российской Федерации" словами "консульские должностные лица".
Предлагаемый законопроектом термин "консульские должностные лица" используется в тексте Консульского устава. Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 Консульского устава консульским должностным лицом является гражданин Российской Федерации, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации и уполномоченный на выполнение консульских функций.
Проект федерального закона содержит положение о вступлении его в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования, что обусловлено необходимостью разработки проекта инструкции, регламентирующей порядок осуществления нотариальной деятельности консульскими должностными лицами.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), а также информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация Федерального закона после внесения рассматриваемых изменений не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие Федерального закона "О внесении изменении в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует издания совместного приказа МИД России и Минюста России "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами".
Срок разработки - в течение 6 месяцев с момента принятия Федерального закона.
Исполнители - МИД России, Минюст России.
II. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. N 134 "Об утверждении Формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата".
Срок разработки - в течение 6 месяцев с момента принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минюст России.
2. Приказ Минюста России от 29 июня 2015 г. N 152 "Об утверждении Порядка направления в Федеральную нотариальную палату сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности консульским учреждением Российской Федерации".
Срок разработки - в течение 6 месяцев с момента принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минюст России.
3. Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 224
"Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата".
Срок разработки - в течение 6 месяцев с момента принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минюст России.
4. Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 225 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядка исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок" в части замены слов "должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации" словами "консульское должностное лицо".
Срок разработки - в течение 6 месяцев с момента принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.