Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1198568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях уточнения полномочий Минпромторга России в сфере маркировки товаров средствами идентификации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235" (далее - постановление N 787) ФНС России являлась оператором информационного ресурса маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 270 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 787" постановление N 787 дополнено пунктом 2.1, в соответствии с которым с 1 июня 2019 г. общество с ограниченной ответственностью "Оператор-ЦРПТ" (далее - Оператор) на безвозмездной основе является оператором информационного ресурса маркировки меховых изделий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" утверждено Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Положение, информационная система маркировки). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 791-р утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации (далее - модель). Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2963-р утверждена Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (далее - Концепция).
Разделом III Положения, пунктом 3 модели и разделом IV Концепции предусмотрены ряд положений в части закрепления полномочий некоторых федеральных органов исполнительной власти в сфере маркировки товаров. Так, Минпромторг России является координатором создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров, осуществляя координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и участников оборота товаров в рамках проектов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации в Российской Федерации, с применением методов проектного управления, а также функции публичного партнера в случае заключения соглашений о государственно-частном партнерстве в целях создания государственной информационной системы и иных объектов, предназначенных для обеспечения маркировки и прослеживаемости движения товаров. Минцифры России осуществляет контроль функционирования информационной системы маркировки и деятельности оператора данной системы по обеспечению ее работоспособности, а также обеспечивает нормативное регулирование оборота данных и согласование технических требований к системе. При этом органы государственного контроля и надзора (ФНС России) выступают ключевыми пользователями информации, содержащейся в информационной системе маркировки, для целей осуществления своей деятельности.
Пунктом 23 Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", утвержденных постановлением N 787, установлено, что контроль за оборотом на территории Российской Федерации товаров осуществляется Роспотребнадзором в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
На Петербургском международном экономическом форуме 2019 (ПМЭФ - 2019) 7 июня 2019 г. подписано Соглашение о государственно-частном партнерстве в отношении объектов, предназначенных для обеспечения маркировки отдельных видов товаров и мониторинга их оборота (далее - Соглашение). Публичным партнером по Соглашению является Российская Федерация, от имени которой выступает Минпромторг России. Частным партнером по Соглашению является Оператор.
С апреля 2018 г. по настоящее время приняты более 30 нормативных правовых и правоприменительных актов в сфере цифровой маркировки товаров, разработчиком которых выступал Минпромторг России, более 10 проектов нормативных правовых и правоприменительных актов разработаны Минпромторгом России и в настоящий момент проходят регламентные процедуры. За 2020 год Минпромторгом России утверждено девять приказов в сфере маркировки товаров средствами идентификации, и заключено порядка пяти соглашений об информационном взаимодействии между федеральными органами исполнительной власти, а также межправительственное соглашение с Киргизской Республикой.
29 марта 2019 г. вступило в силу для Российской Федерации Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 г., которым предусмотрено введение маркировки товаров на территории указанного союза.
Минпромторг России в качестве координатора системы маркировки в Российской Федерации на постоянной основе должен участвовать в заседаниях Евразийской экономической комиссии.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1).
При этом государственный контроль (надзор) в сфере оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, реализуется в рамках уже установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за оборотом соответствующих товаров. Положения об осуществлении государственного надзора в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации, аналогичные признаваемым утратившими силу положениям Закона N 943-1, будут разрабатываться в рамках проводимой Минпромторгом России работы по совершенствованию законодательства в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации.
В проекте федерального закона требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
Предложенные проектом федерального закона изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
Принятие соответствующего Федерального закона не потребует увеличения установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Минпромторга России, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Минпромторгу России в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем принятие Закона потребует внесения изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", посредством принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (далее - постановление).
Принятие постановления необходимо с учетом изменений, вносимых в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Принятие постановления направлено на дополнение полномочий Минпромторга России нормативно-правовым регулированием отношений в сфере маркировки товаров средствами идентификации, формированием правовых основ маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации, а также координацией создания и функционирования государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель - Минпромторг России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.