Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1195543-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления механизма государственной защиты лиц, осуществляющих государственную охрану животного мира"
Досье на проект федерального закона
Актуальность преобразований, связанных с обеспечением сохранности и многообразия объектов животного мира Российской Федерации, многократно подчеркивалась Президентом РФ, В.В. Путиным.
Браконьерство превратилось в хищническое уничтожение богатейших запасов животного мира России. Безусловно, отмечается недостаточная численность инспекторского состава, осуществляющего государственный охотничий надзор, не соответствующая большим площадям поднадзорных территорий. Кроме того, труднодоступность мест совершения преступных посягательств на животный мир, затрудняет своевременное поступление сообщений о преступлениях, что способствует утрате их следов и затрудняет расследование. Незаконная охота и другие преступные посягательства на объекты животного мира имеют наибольшее распространение в местах обитания определенных видов животных и не характерны для густонаселенных территорий с развитой промышленностью и инфраструктурой.
В последние годы был принят ряд законодательных мер, усиливающих ответственность за браконьерство, а также за незаконную добычу животных, занесенных в Красную книгу. С 12 февраля 2018 г. вступила в силу последняя редакция Приказа Минприроды России от 08.12.2011 N 948, утвердившая новую Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, причиненному незаконной добычей охотничьих ресурсов. Таким образом, в настоящее время сумма ущерба за незаконную добычу лося достигает 400 000 рублей, медведя - 300000 рублей, косули - 200 000 рублей.
8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ, который внес серьезные изменения в статью 258 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Незаконная охота"): увеличение суммы штрафа по части первой статьи 258 УК РФ с 200 000 рублей до 500 000 рублей, замена обязательных работ и ареста лишением свободы на срок до двух лет; по части второй статьи 258 УК РФ, дополненной квалифицирующим признаком "причинение особо крупного ущерба", санкция в виде штрафа за незаконную охоту составляет от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей, альтернативой штрафу может стать лишение свободы на срок от трех до пяти лет (ранее этот срок не превышал двух лет).
Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 27.06.2018 N 157-ФЗ незаконная добыча таких видов охотничьих ресурсов, как косуля и лось, квалифицируется по части второй статьи 258 УК РФ, при этом, виновные лица, помимо возмещения причиненного ущерба, должны быть подвергнуты штрафу в размере до 1 000 000 рублей (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет) либо лишению свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Как следствие, законодательное ужесточение уголовно-правовых санкций (ст. 256-258.1 УК РФ) за браконьерство повлекло за собой череду преступлений, направленных против лиц, осуществляющих государственный охотничий надзор, производственный охотничий контроль, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территориях, надзор за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
Егерь, охотовед, инспектор ООПТ - одни из самых опасных профессий в России после сотрудников силовых ведомств. Ежегодно фиксируется более 100 случаев нападений на этих сотрудников со стороны браконьеров, а в случаях с инспекторами ООПТ - также и со стороны незаконных порубщиков леса в уникальных природных объектах. В среднем, по России каждые три дня один из таких инспекторов становится жертвой преступных посягательств. География преступлений - весьма обширна.
Инспекторы, осуществляющие охотничий надзор, стали, по сути, мишенью для хорошо вооруженных браконьеров, и в то же время остались не защищены в социальном плане, обделены государственными гарантиями.
Еще в декабре 2016 г. Президент В.В. Путин дал поручение Правительству РФ до 1 марта 2017 решить вопрос об определении правового статуса, включающего государственную защиту государственных охотничьих инспекторов по аналогии с сотрудниками органов внутренних дел. Однако, вопрос остался не решенным.
Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона N 45-ФЗ установлено, что государственной защите полежат работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, работники, осуществляющие государственную охрану животного мира, охотоведы, инспекторы ООПТ в Федеральном законе N 45-ФЗ, а также в корреспондирующем региональном законодательстве не указаны и, соответственно, не подлежат государственной защите и социальной защите со стороны субъектов РФ.
Представляется необходимым изменить уровень государственных гарантий работникам, осуществляющим государственный охотничий надзор, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территориях, надзор за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
Изменяя законодательные меры ответственности за вред, нанесенный объектам животного мира, в Уголовном кодексе, мы должны обеспечить надлежащее социально-правовое положение инспекторов, работающих в отрасли охраны животного мира. Эта ответственная и опасная профессия должна быть компенсирована мощными социальными гарантиями государства, наряду с аналогичными мерами поддержки, применяемыми, к примеру, к сотрудникам правоохранительных, налоговых, таможенных органов. Исходя из аналогии закона, полагаю необходимым дополнить список лиц, пользующихся государственной защитой, включив туда лиц, осуществляющих государственный охотничий надзор, производственный охотничий контроль, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территориях, надзор за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
Корреспондирующие изменения одновременно вносятся в профильные законы: "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях".
Вносимые изменения в совокупности с разработанным мной проектом закона "О внесении изменений в Главу 8 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях установления обязательного социального страхования для производственных охотничьих инспекторов) должны поднять престижность профессии и заложить компенсаторный механизм для профессионалов, осуществляющих государственную охрану животного мира, и ежедневно подвергающих свою жизнь повышенному риску: в т.ч. путем обеспечения государственных гарантий полной или частичной утраты здоровья, связанной с исполнением оперативно служебных задач по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений, направленных против объектов животного мира. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в других случаях (ст. 39 Конституции РФ). Право социального обеспечения - обязанность государства предоставлять гражданам надлежащее обеспечение финансовыми средствами, достаточными для достойной жизни и свободного развития лицам, которые в силу объективных причин утратили возможность трудиться и получать вознаграждение от труда.
Законопроект не затрагивает сфер реализации государственных программ Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение их целей. Законопроект не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления механизма государственной защиты лиц, осуществляющих государственную охрану животного мира"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления механизма государственной защиты лиц, осуществляющих государственную охрану животного мира" потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Расчет предлагается произвести Правительству Российской Федерации.
Перечень федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления механизма государственной защиты лиц, осуществляющих государственную охрану животного мира"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления механизма государственной защиты лиц, осуществляющих государственную охрану животного мира" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.