Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1195750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" направлен на урегулирование вопросов деятельности операторов железнодорожного подвижного состава по обеспечению перевозок грузов порожними грузовыми вагонами и на уточнение прав и обязанностей перевозчика в свете передачи парка вагонов операторским компаниям. Также проект призван урегулировать отдельные технологические вопросы организации перевозочного процесса в условиях частного парка вагонов.
1. Вопросы правового статуса оператора железнодорожного подвижного состава как единственного лица, оказывающего услуги по предоставлению вагонов под перевозки грузов.
На рынке железнодорожных перевозок произошли существенные изменения, связанные с перераспределением оказания услуг. Ранее, и это установлено федеральными законами в области железнодорожного транспорта, именно перевозчик владел вагонами и оказывал не только услуги по перевозке, но и услуги по предоставлению вагонов для перевозки (подавал свои вагоны под погрузку). В настоящее время услуга по предоставлению вагонов под перевозки грузов осуществляется операторами железнодорожного подвижного состава. Именно они обеспечивают перевозку вагонами, которые следуют под погрузку грузов по перевозочным документам. То есть именно операторы осуществляют деятельность, без которой невозможно осуществление перевозки железнодорожным транспортом. При этом федеральные законы в области железнодорожного транспорта содержат только понятие "оператор железнодорожного подвижного состава", не определяя обязательств оператора в организации перевозки. Все обязанности законодательно сохраняются за перевозчиком.
Проект федерального закона направлен на уточнение указанных моментов. Именно оператор осуществляет деятельность по предоставлению вагонов грузоотправителям или грузополучателям по договору, несет ответственность за техническую исправность и коммерческую пригодность своего имущества, а именно вагонов, контейнеров, как владелец этого имущества.
Операторская деятельность не является публичной. В то же время, так как именно операторы обеспечивают перевозку вагонами, а услуги перевозки железнодорожным транспортом общего пользования являются публичными, операторы должны осуществлять свою деятельность по единым стандартам. Для этого предлагается законодательно установить основные обязанности операторов и закрепить, что правила оказания операторами услуг по предоставлению вагонов под перевозки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подход к перераспределению услуг и обязательств позволит избежать основных претензий грузоотправителей и грузополучателей по вопросам:
кем и какая услуга должна оказываться;
законная ответственность перевозчика и договорная ответственность оператора, если иное не установлено федеральным законом;
каков порядок ценообразования услуг операторов.
2. Отдельные технологические вопросы организации перевозочного процесса в условиях профицита частного парка вагонов.
В 2020 году по экспертной оценке профицит вагонов составил уже 226 тыс. вагонов, сегодня в производственном процессе непосредственно задействовано только 73% от рабочего парка. По оценке отраслевой науки парк грузовых вагонов превышает предельно допустимые технологические параметры заполнения станционных путей на 132 тысячи вагонов. Это оказывает негативное влияние на эксплуатационные и экономические показатели работы сети железных дорог (потери участковой скорости грузовых поездов, снижение производительности локомотива рабочего парка).
В связи с этим предлагаем внести в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" изменения, определяющие порядок установления методики расчета парка грузовых вагонов, который требуется для обеспечения перевозок грузов с учетом возможностей инфраструктуры, и ее использования.
В связи с наличием проблем, вытекающих из профицита вагонов и связанных с тем, что у грузополучателя/грузоотправителя отсутствует физическая возможность содержания на железнодорожных путях необщего пользования парка порожних вагонов после выгрузки, предлагает закрепить право перемещения порожних грузовых вагонов не только с припортовых железнодорожных станций, но и иных железнодорожных станций сети, порядок определения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Это позволит улучшить эксплуатационную обстановку на инфраструктуре и не допустить локального дефицита подвижного состава в периоды пиковой погрузки.
3. Проблемы обеспечения вагонами отдельных категорий грузов (предоставление вагонов под перевозки зерновых грузов, проблемы с вывозом щебня и другие).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 9 октября 2018 г. (N Пр-2014) Минтрансу России совместно с Минпромторгом России, Минсельхозом России и заинтересованными организациями поручено принять меры по предотвращению возникновения локальных дефицитов универсальных и специализированных грузовых вагонов, в том числе путём повышения эффективности оборачиваемости подвижного состава на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
Для исключения случаев необеспечения вывоза отдельных категорий грузов, в том числе, сезонных грузов, в законопроекте предусмотрены нормы об обеспечении операторами таких перевозок вагонами в порядке, определяемом актом Правительства Российской Федерации.
4. Вопросы выполнения запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона.
Уставом предусмотрено, что за внесение по инициативе грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации изменений в принятые заявки, касающихся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, а также за изменение железнодорожных станций отправления перевозчик взимает с грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации соответствующий сбор (статья 11 Устава).
Кроме того, статьёй 94 Устава предусмотрено, что за невыполнение принятой заявки перевозчиком с грузоотправителя взимается штраф.
Согласно статье 3 Устава его положения, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, применяются к отношениям, связанным с перевозкой не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров, если иное не установлено Уставом.
В связи с этим, в законопроекте предлагается ввести аналогичную статье 94 Устава статью 94.1 применительно к невыполнению запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, а также установить сбор за внесение отдельных изменений в запрос (статья 12 Устава).
5. Вопросы осмотра вагонов при приеме к перевозке и подаче под погрузку.
Действующая система нормативного правового регулирования в вопросах ответственности за техническое состояние вагонов, в основном, сохраняет принцип принадлежности вагонного парка перевозчику.
Так, согласно статье 20 Устава на перевозчика возложена обязанность подавать под погрузку технически исправные и пригодные для перевозки конкретного груза (в том числе промытые, продезинфицированные и т.д.) вагоны. Такая технология была применима к парку перевозчика, так как услуги перевозчика начинались с предоставления своих вагонов под перевозку грузов, то есть, с подачи под погрузку. Поэтому именно перевозчик отвечал за коммерческое и техническое состояние вагонов на этой стадии.
В условиях отсутствия у перевозчика вагонного парка, предназначенного для перевозок грузов, основным для перевозчика является услуга по перевозке грузов и порожних грузовых вагонов, которая включает прием порожнего или груженого вагона к перевозке на железнодорожной станции отправления, доставку и выдачу на железнодорожной станции назначения.
Вопросы подготовки вагонов для погрузки, их исправности и пригодности под погрузку должны решаться между грузоотправителями и операторами железнодорожного подвижного состава.
Порядок осмотра перевозчиком вагонов при приеме к перевозке должен включать не только критерии, но и перечень (виды) технических неисправностей вагонов, которые перевозчик имеет технологическую возможность обнаружить при приеме вагонов для перевозки или в процессе перевозки.
Это позволило бы сконцентрировать внимание перевозчика на стадию приема вагона к перевозке и на основное определение технической исправности вагона именно на этой стадии и далее в процессе перевозки, что будет способствовать безопасности и эффективности перевозки, а также снижению количества отцепок в пути следования. Кроме того, этот фактор влияет на увеличение сроков оборота вагонов и сроков доставки.
Также необходимо отразить технологию процесса, учитывающую возможности перевозчика при проведении технического осмотра вагонов, во избежание претензий и споров.
6. В проекте предусмотрен особый порядок вступления его в силу, так как потребуется время для принятия предусмотренных в законопроекте нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" потребует:
1. Принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих:
правила оказания операторами услуг по предоставлению грузовых вагонов, контейнеров для перевозок грузов;
порядок определения потребностей в перевозке особо значимых грузов и отнесения грузов к категории особо значимых.
2. Изменения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1180;
правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
порядок пономерного учета железнодорожного подвижного состава.
3. Принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
методика расчета парка грузовых вагонов, который требуется для обеспечения перевозок грузов с учетом возможностей инфраструктуры;
порядок проведения технического осмотра вагонов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.