Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1199017-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на совершенствование деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ).
Статьей 1 проекта федерального закона предусматривается внесение изменений в отдельные положения Федерального закона N 324-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 324-ФЗ к полномочиям Минюста России относится проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения и подготовка на основании данных мониторинга докладов о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Реализация указанных полномочий затрудняется в связи с непредставлением государственными органами и иными участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи информации, необходимой для мониторинга, что отражается на достоверности полученных данных. В связи с этим предлагается дополнить Федеральный закон N 324-ФЗ статьей 16.1 о представлении информации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, для проведения мониторинга деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам и правовому просвещению населения.
В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 11 Федерального закона N 324-Ф3, предусматривается законодательное расширение перечня субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи, подлежащих мониторингу.
Также с целью расширения полномочий Минюста России по утверждению формы документов (информации), необходимых для проведения мониторинга деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения, и определению порядка и сроков представления указанной информации законопроектом предлагается дополнить статью 11 Федерального закона N 324-ФЗ пунктом 5.1.
Бесплатная юридическая помощь в негосударственной системе бесплатной юридической помощи предоставляется юридическими клиниками образовательных организаций высшего профессионального образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.
Также понятие "юридическая специальность", используемое в статье 23 Федерального закона N 324-ФЗ, приводится в соответствие с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования", которым предусмотрено понятие "образовательная программа высшего образования по направлению подготовки (специальности), относящаяся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Юриспруденция".
Статьей 25 Федерального закона N 324-ФЗ предусмотрен учет негосударственных центров бесплатной юридической помощи, список которых ведет Минюст России. В то же время в законодательстве отсутствуют нормы, связанные с учетом создания, деятельности и прекращения деятельности юридических клиник, вследствие чего в настоящее время не имеется объективной информации об их количестве. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения (дополнения) в Федеральный закон N 324-ФЗ для учета юридических клиник наряду с негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.
Статьей 2 законопроекта предусмотрено, что федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Такой срок обусловлен необходимостью разработки перечня нормативных правовых актов, подлежащих изменению и принятию в связи с принятием данного Федерального закона. Также потребуется время на организацию взаимодействия Минюста России с юридическими клиниками как участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать повышению эффективности реализации государственных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 48 Конституции Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета или иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдений которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
1) внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", дополняющих полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.
Основание: пункты 1 и 5 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона;
2) издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации о порядке ведения списка юридических клиник и его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Основание: пункт 4 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона;
3) издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации о порядке проведения мониторинга деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам и правовому просвещению населения.
Основание: пункт 1 статьи 1 проекта Федерального закона.
Головной исполнитель - Минюст России.
Срок подготовки: в течение девяти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.