Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1196104-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии"
Досье на проект федерального закона
Оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, имеет повышенную опасность для охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей.
В целях защиты указанных конституционных прав и свобод, обеспечения общественной безопасности проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" предлагается усовершенствовать установленные законодательством ограничения по обороту гражданского оружия.
1. В настоящее время федеральное законодательство устанавливает повышенный минимальный возраст (21 год), дающий право на приобретение оружия, только в отношении гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения. В отношении иных видов оружия (в том числе газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия) право на его приобретение имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Трагические события, произошедшие 11 мая 2021 года в городе Казани, а ранее в 2018 году в городе Керчи, показали, какую общественную опасность может представлять собой огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. И в том, и в другом случае оба стрелка не достигли возраста 21 года. Помимо самого факта совершения преступления, данные деяния приобрели высокий общественный резонанс и тиражируют модели агрессивного поведения в обществе, в первую очередь в подростковой среде.
Кроме упомянутых случаев участились примеры применения гражданами оружия в решении конфликтных ситуаций, в том числе по месту учебы, работы и т.д.
Законопроектом в целях усиления гарантий безопасного хранения и применения оружия предлагается повысить с 18 до 21 года возраст, дающий право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой.
Увеличение возраста, по достижении которого граждане имеют право на приобретение оружия, необходимо для осознания повышенной ответственности факта владения оружием, недопущения злоупотреблений при его хранении и применении.
При этом законопроектом устанавливается оговорка, что эти требования не распространяются на граждан, проходящих военную службу, а также граждане проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Они сохраняют право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения до достижения возраста 21 года.
В настоящее время, учитывая специфику жизнедеятельности и промысла граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право снижать возраст, по достижении которого граждане имеют право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. Законопроектом предполагается сохранить указанное право субъектов Российской Федерации (с учетом предлагаемого повышения возраста, дающего право на приобретение оружия), а также распространить его на случаи приобретения гражданами спортивного оружия.
2. Предоставляя гражданам Российской Федерации право иметь в собственности (право приобретать, хранить, носить, использовать) гражданское оружие, т.е. оружие, предназначенное для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, Федеральный закон "Об оружии" устанавливает ряд условий получения лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение или хранение и ношение, в том числе в зависимости от вида гражданского оружия.
В отношении охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом статья 13 данного Федерального закона предусматривает, что право на его приобретение имеют граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет (часть восьмая). Соответствующие требования также установлены в отношении спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом.
Законопроектом предлагается установить аналогичное требование в отношении гладкоствольного длинноствольного оружия, приобретаемого в целях самообороны без права ношения, а также в отношении огнестрельного длинноствольного самозарядного (полуавтоматического) оружия, приобретаемого в целях охоты и спортивной стрельбы.
Так, предлагается закрепить в Федеральном законе, что, для приобретения огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему в целях самообороны, гражданин должен иметь в собственности огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) не менее пяти лет. Для приобретения в целях охоты и спортивной стрельбы длинноствольного самозарядного (полуавтоматического) оружия гражданин должен заниматься профессиональной деятельностью, связанной с охотой, являться спортсменом высокого класса либо должен иметь в собственности охотничье (или спортивное) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.
Пятилетний срок владения оружием как условие возникновения права на приобретение гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, а также охотничьего и спортивного длинноствольного самозарядного (полуавтоматического) оружия обусловлен особыми техническими характеристиками приобретаемого оружия - большими дальностью и плотностью стрельбы (в отношении оружия самообороны) и скорострельностью (в отношении полуавтоматического оружия). Установление такого срока необходимо для приобретения гражданами устойчивых навыков безопасного обращения с оружием, не утрачиваемых к моменту приобретения указанных видов оружия. Кроме того, продолжительное и непрерывное владение и пользование оружием свидетельствует о безупречном и ответственном обращении гражданина с ним.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.