Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1197519-7 "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает следующие изменения в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере торговли.
Законопроект приводит статью 13 Закона о торговле в соответствие со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей обязательную выдачу предупреждений по дискриминации, созданию препятствий и иные механизмы. Предлагается статью 13 Закона о торговле дополнить частью 3 следующего содержания: принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в соответствии с требованиями той же статьи.
Законопроектом вносятся изменения в часть 2 статьи 14 Закона о торговле, устанавливающие, что сделки, совершенные с нарушением требований, предусмотренных частью 1 данной статьи, являются оспоримыми. К названным требованиям относится запрет на приобретение/аренду дополнительной площади торговых объектов при условии, если доля хозяйствующего субъекта превышает установленной законом предельный объем всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа.
В действующей редакции ч. 2 ст. 14 Закона о торговле сделка, совершенная с нарушением указанных требований, ничтожна. В соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 мая 2010 г. N 305 информация об общем объёме всех продовольственных товаров, реализованных в отчётном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается на официальном сайте Росстата в сети Интернет ежегодно до 1 мая года, следующего за отчётным годом. Запрет, предусмотренный ч. 1 ст. 14 Закона о торговле, применяется с момента официального размещения Росстатом указанной информации. Запрет не распространяется на сделки торговой сети, доля которой по последним размещённым Росстатом данным не превышала предельного объёма всех реализованных продовольственных товаров, совершенные в текущем году, если эти сделки совершены до даты официального размещения Росстатом указанной информации, и не влечёт признания таких сделок недействительными. На практике в ряде случаев невозможно установить, был ли нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, и решить вопрос о соблюдении/несоблюдении при заключении торговой сетью договора о приобретении/аренде дополнительной площади торговых объектов запретов, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Закона о торговле. Удовлетворение требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки вытекает из признания судом недействительным договора, однако в таком признании судом может быть отказано, что подтверждается судебной практикой.
Таким образом, установленный Законом о торговле подход о ничтожности сделки является несоразмерным. В этой связи целесообразно признать такие сделки оспоримыми, что в полной мере соответствует принципам и подходам, установленным гражданским законодательством (п. 1 ст. 168 ГК РФ), в силу которых сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой.
Законопроектом предусматривается, что требование о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным антимонопольным органом, в случае если такая сделка посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Защита публичных интересов антимонопольным органом основана на положении ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, не допускающей экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Защита публичных интересов заключается в соблюдении добросовестной конкуренции - предотвращении и пресечении любых действий хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.
В целях защиты публичных интересов антимонопольный орган на основании проектируемой ч. 2 ст. 14 Закона о торговле и в соответствии с Законом о защите конкуренции выявляет в сфере торговой деятельности нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе обращается в арбитражный суд с исками: о признании недействительными договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; об изменении или о расторжении подобного договора; о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Законопроект предусматривает вступление его в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем в переходных положениях законопроекта предусмотрена обратная сила нормы ч. 2 ст. 14 Закона о торговле: сделки, указанные в ч. 2 ст. 14 проектируемого закона, совершенные до дня вступления его в силу, являются оспоримыми. Проектируемое положение, предусматривающее распространение действия нормы ч. 2 ст. 14 в отношении оспоримых сделок на сделки, заключенные до вступления в действия данного федерального закона, направлено на смягчение положения субъектов торговой деятельности и в целом на реализацию целей Законопроекта по обеспечению баланса интересов при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере торговли.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.