Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1197674-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее соответственно - законопроект, Закон о приватизации) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 г. N ММ-П13-7425 в целях ускорения темпов вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого и движимого имущества государственной казны Российской Федерации, не востребованного государством для исполнения своих функций и не приносящего доход государству.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Закон о приватизации, предусматривающих возможность приватизации федерального имущества, за исключением внесения в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества в случаях:
1) отчуждения объектов недвижимого имущества, кадастровая и балансовая стоимость либо балансовая стоимость (если кадастровая стоимость не определена) которых менее 100 миллионов рублей, при отчуждении с земельными участками, на которых они расположены, с учетом кадастровой стоимости указанных земельных участков;
2) отчуждения объектов движимого имущества, балансовая стоимость которых менее 100 миллионов рублей (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ).
Основной целью предлагаемого порядка приватизации указанных объектов недвижимого и движимого имущества в первую очередь является сокращение сроков принятия решений о его приватизации в рамках выполнения задач по снижению общего количества объектов иного имущества, находящегося в государственной казне Российской Федерации.
Действующий порядок включения имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (далее - программа приватизации), а также внесения изменений в программу приватизации носит довольно длительный характер и не позволяет оперативно принимать решения в отношении недвижимого и движимого имущества, что приводит в том числе к дополнительным расходам на его содержание.
При этом значительная часть вносимых в программу приватизации изменений в отношении недвижимого имущества связана с техническими изменениями характеристик объектов недвижимого имущества, которые вызваны особенностями правового регулирования такого имущества (уточнение адреса, изменение площади в результате проведенных кадастровых работ и т.д.).
Кроме того, в основной массе объекты недвижимого и движимого имущества, включаемые в программу приватизации, представляют собой объекты с низкой инвестиционной привлекательностью, что в частности подтверждается статистикой выполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017 - 2019 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 227-р, согласно которой 29 процентов объектов иного имущества приватизированы посредством продажи без объявления цены.
При установлении критерия (балансовая и (или) кадастровая стоимость) в 100 миллионов рублей исходили из средней стоимости подлежащего приватизации имущества, низкой эффективности его продаж, а также отсутствия заинтересованности в вовлечении такого имущества для реализации значимых государственных задач, в связи с чем представляется целесообразным ускорить темпы приватизации и вовлечения в хозяйственный оборот таких объектов.
Законопроектом предусмотрено, что порядок формирования и утверждения перечня федерального имущества, подлежащего приватизации без включения в программу приватизации (далее соответственно - Порядок, Перечень), а также внесения изменений в Перечень будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предлагается наделение Росимущества полномочиями по формированию Перечня, а также внесению в него изменений по согласованию с ФАС России.
Полномочиями по утверждению Перечня будет наделяться федеральный орган исполнительной власти, не осуществляющий функции по приватизации федерального имущества. Таким федеральным органом исполнительной власти может быть определен Минфин России.
Предлагаемый Порядок позволит оперативно актуализировать Перечень в части его дополнения имуществом, соответствующим определенным Законом о приватизации критериям, в том числе с учетом многочисленных предложений, поступающих в Росимущество о включении объектов недвижимого и движимого имущества в программы приватизации, а также исключения приватизированного имущества.
В целях недопущения риска отчуждения федерального недвижимого имущества (зданий, сооружений) по частям, стоимость которых будет соответствовать значению, установленному пунктом 2.2 законопроекта - балансовая и (или) кадастровая стоимость составляют 100 миллионов рублей, в отношении объектов имущества, включаемых в Перечень, законопроектом предусмотрено установление принципа их целостности и единства, т.е. разделение (дробление) объектов на части не допускается.
Перечень будет подлежать размещению Росимуществом на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, что позволит обеспечить доступ неограниченного круга лиц к Перечню.
Указанный подход соответствует основным принципам приватизации имущества, определенным Законом о приватизации, основанным на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Отчуждение объектов федерального имущества, включенных в Перечень, будет осуществляться способами, установленными Законом о приватизации: аукцион, продажа посредством публичного предложения и продажа без объявления цены, а также на конкурсе в случаях, определенных Законом о приватизации.
Последовательное применение способов продажи позволяет повысить эффективность приватизации федерального имущества, поскольку возможность продажи имущества тем или иным способом обусловлена в основном инвестиционной привлекательностью приватизируемых активов, что, в свою очередь, определяет спрос на такой актив со стороны потенциальных покупателей.
Способ продажи без объявления цены применяется в основном в отношении низколиквидного малоценного имущества, имеющего крайне низкую инвестиционную привлекательность. При этом расходы на оценку рыночной стоимости такого имущества могут превышать рыночную стоимость самого имущества.
Также необходимо отметить, что рыночная стоимость недвижимого и движимого имущества со временем снижается вследствие его естественного износа и амортизации.
При этом государство несет расходы на содержание имущества и обеспечение его сохранности.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения в Закон о приватизации направлены на ускорение темпов приватизации недвижимого и движимого имущества государственной казны Российской Федерации, что будет способствовать снижению нагрузки на федеральный бюджет в виде средств, выделяемых на содержание и обеспечение сохранности имущества, а также обеспечит поступление отложенных доходов в федеральный бюджет в виде налогов на прибыль, полученную в результате вовлечения имущества в хозяйственный оборот.
Предлагаемые законопроектом решения соответствуют целям и задачам, определенным государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (подпрограмма Ж "Управление федеральным имуществом"), в части увеличения доли объектов имущества государственной казны Российской Федерации, вовлеченных в хозяйственный оборот.
Кроме того, в целях повышения эффективности приватизации государственного и муниципального имущества законопроектом предлагается в случае признания аукциона несостоявшимся по причине одного участника установить возможность заключения договора с лицом, признанным единственным участником аукциона, по начальной цене продажи имущества, при продаже посредством публичного предложения, в которой принял участие один участник, установить возможность заключения договора с единственным участником по цене первоначального предложения или цене предложения, сложившейся на соответствующем "шаге понижения".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок формирования и утверждения перечня федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 г. N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме".
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Срок разработки - в течение трех месяцев со дня принятия во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.