Пояснительная записка
к проекту федерального закону N 1197680-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается установить административную ответственность юридических лиц за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученными заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем.
Введение ответственности юридических лиц обусловлено необходимостью создания новых эффективных мер противодействия преступлениям, совершаемым в интересах юридических лиц либо с использованием возможностей юридических лиц, а также позволит привести законодательство Российской Федерации в соответствие с положениями 3 Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и положениями статьи 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (ратифицирована Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 183-ФЗ), предусматривающей обязательство принятия законодательных и иных мер, обеспечивающих возможность привлечения юридических лиц к ответственности за предусмотренные Конвенцией преступления.
Создание механизма противодействия криминализации экономики и вводу имущества, полученного преступным путем, в хозяйственный оборот с установлением соответствующей ответственности для юридического лица также направлено на решение задач, поставленных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208), которой к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации отнесен высокий уровень криминализации в экономической сфере.
Кроме того, разработка проекта федерального закона также является мерой, необходимой для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства - участника Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями.
Проект федерального закона предлагает установить административную ответственность юридических лиц за совершение в интересах юридического лица физическим лицом сделок или финансовых операций с имуществом, приобретенным преступным путем, по аналогии с административной ответственностью, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объектом правонарушения проектируемой статьи 15.27.3 КоАП РФ выступают общественные отношения в области экономической безопасности государства.
В число обязательных признаков субъективной стороны правонарушения, квалифицируемого по статье 15.27.3, предлагается включить заведомость осознания лицом, выполняющим управленческие функции или имеющим возможность контроля юридическим лицом того, что сделки или финансовые операции совершаются с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем.
Принцип действия КоАП РФ за пределами территории Российской Федерации, зафиксированный в части 3 статьи 1.8 КоАП РФ, согласно которому юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в случае, если административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, проектом федерального закона предлагается распространить и на статью 15.27.3 КоАП РФ.
Предполагается, что дела об административных правонарушениях по ст. 15.27.3 будут рассматривать судьи, а составлять протоколы - должностные лица Росфинмониторинга, как органа, осуществляющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и органов прокуратуры Российской Федерации.
С учетом необходимого времени для сбора доказательственной базы, а также проведения процессуальных действий проектом федерального закона предусматривается установление по статье 15.27.3 КоАП РФ до трех лет срока давности привлечения к административной ответственности и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста денежных средств и имущества юридического лица. Также в целях обеспечения неотвратимости наказания проектом федерального закона предлагается уплату штрафа, назначенного за совершение данного правонарушения, установить не позднее 7 дней с момента вступления в законную силу постановления суда о его наложении.
Кроме того, проектом федерального закона в статью 4.5 КоАП РФ вносится изменение, направленное на увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 КоАП РФ. Необходимость внесения данного изменения обусловлена обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение годичного срока давности с момента совершения правонарушения привлечь к ответственности, поскольку вменение состава поставлено в зависимость от факта легализации преступного дохода, установленного вступившим в законную силу приговором суда.
Проектом федерального законом предлагается установить условия освобождения юридического лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения, если такое лицо способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.
Проект федерального закона предусматривает отложенный срок вступления в силу со дня его официального опубликования в связи с тем, что устанавливается административная ответственность за новый вид правонарушения, для ознакомления с ним юридических лиц и выработки подхода к практическому использованию.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В связи с отсутствием ранее правового регулирования, устанавливающего ответственность юридического лица за совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученных преступным путем, статистические данные, свидетельствующие о неэффективности действующего правового регулирования, не приводятся.
Нагрузку должностных лиц, которые будут осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, не представляется возможным оценить в связи с невозможностью прогнозировать соответствующие деяния. Организация производства по делам об административных правонарушениях по проектируемой статье 15.27.3 КоАП РФ не потребует дополнительных затрат и будет осуществлена в пределах выделенных бюджетных средств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.