Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1076141-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с положениями нового абзаца пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) (пункт 1 статьи 1 законопроекта) федеральная информационная система сведений санитарно-эпидемиологического характера обеспечивает возможность идентификации гражданина, в том числе иностранного гражданина и лица без гражданства, получение информации о его трудовой деятельности и иных данных противоречит положениям новой статьи 44.1 Федерального закона N 52-ФЗ (пункт 3 статьи 1 законопроекта), в соответствии с которыми указанная система создается, эксплуатируется и развивается в целях организации межведомственного взаимодействия для недопущения осуществления трудовой деятельности только иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Положения нового абзаца пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ в части "информации о трудовой деятельности" нуждаются в уточнении с точки зрения того, что законодательством такое понятие не определено, а законопроектом не раскрывается. Кроме того, информация о трудовой деятельности (например, сведения о приеме на работу, о переводе на другую работу) не являются предметом регулирования Федерального закона N 52-ФЗ.
Проектируемое в подпункте "в" пункта 2 статьи 1 законопроекта полномочие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению перечня медицинских организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования, не предусмотрено в статье 6 Федерального закона N 52-ФЗ, в которой содержится исчерпывающий перечень полномочий субъектов Российской Федерации.
Проектируемый пункт 5 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ, предусматривающий обязанность иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие ВИЧ-инфекции и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих..., противоречит пункту 1 статьи 34 данного Федерального закона, закрепляющему обязанность работников отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в части соотношения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра. Также следует согласовать между собой категории лиц, предмет и случаи проведения медицинских осмотров. Кроме того, положения проектируемого пункта 5 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ необходимо согласовать с положениями статьи 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в части наименования заболеваний.
Правовые положения пункта 6 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ и пункта 4.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ (пункт 1 статьи 2 законопроекта) следует согласовать между собой в части наименования предоставляемых документов.
Положения пункта 7 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ (подпункт "г" пункта 2 статьи 1 законопроекта) противоречат статье 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), в соответствии с которой информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций. Сбор, хранение, обработка и предоставление информации об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья в иных информационных системах Федеральным законом N 323-ФЗ не предусмотрено.
Положения подпункта 2 пункта 1 новой статьи 44.1 Федерального закона N 52-ФЗ (пункт 3 статьи 1 законопроекта) в части "недопущение осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, являющимися носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства могут являться источником распространения инфекционных заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих" противоречат нормам Федерального закона N 115-ФЗ (например, см. статьи 6.1, 7), в которых содержится указание не на все инфекционные заболевания, а только на инфекционные заболевания, которые представляют опасность для окружающих.
Изменения, вносимые проектом федерального закона в статьи 6, 8, 13, 13.3 и 18 Федерального закона N 115-ФЗ (статья 2 законопроекта), которыми устанавливаются исключения в отношении представления сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), требуют внесения корреспондирующих изменений в статью 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Из положений нового пункта 12 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ (пункт 5 статьи 2 законопроекта) неясно, кто и в каком порядке будет определять, какие причины будут признаны уважительными при неподаче иностранным гражданином документов в установленные сроки.
Установление в Федеральном законе N 115-ФЗ обязанности прохождения медицинского освидетельствования без указания конкретного вида такого освидетельствования противоречит статье 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
По тексту законопроекта слова "в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует привести в соответствие с терминологией Федерального закона N 323-ФЗ, слова "санитарно-эпидемиологического благополучия населения" следует привести в соответствие с терминологией Федерального закона N 52-ФЗ.
Замечаний юридико-технического характера по законопроекту не имеется.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.