Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1200965-7 "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" предлагается внести изменение в пункт 4.1 статьи 179.4, дополнив его еще одним правилом: 90% поступлений в региональные дорожные фонды от уплаты штрафов за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения в виде бюджетных ассигнований должно направляться субъектами Российской Федерации на осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах регионального и местного значения.
Указанное правило должно соблюдаться субъектами Российской Федерации при установлении порядка формирования и расходования ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Полагаю, что указанное изменение будет эффективно способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации - сохранение населения, здоровье и благополучие людей, комфортная и безопасная среда для жизни.
Принятие и реализация законопроекта не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения законопроекта не затрагивают положения Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положения иных международных договоров Российской Федерации.
Необходимость принятия законопроекта обосновывается следующим.
В соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации", от 21.07.2020 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации. Одними из основных целей развития являются сохранение населения, здоровье и благополучие людей и комфортная и безопасная среда для жизни.
Одним из ключевых целевых показателей достижения национальных целей развития Российской Федерации Президентом Российской Федерации определено снижение уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности).
Основой достижения ключевого показателя является обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Какова же статистика ДТП и уровня смертности при ДТП?
Статистика по ДТП в РФ
(на основе данных Росстата, ГИБДД МВД РФ)
|
Российская Федерация |
||||
Год |
Численность населения РФ на 1 января (чел.) |
Всего ДТП (случаев) |
Погибло (чел.) |
Ранено (чел.) |
Количество погибших на 100000 человек (расчетное целое) |
2017 |
146880432 (2018) |
169432 |
19088 |
215374 |
13 |
2018 |
146780720 (2019) |
168099 |
18214 |
214853 |
12 |
2019 |
146748590 (2020) |
164358 |
16981 |
210877 |
11 |
2020 |
146238185 (оценка 2021) |
145073 |
16152 |
183040 |
11 |
Исходя из приведенной статистики, напрашивается вывод: для достижения целевого показателя субъекты Российской Федерации должны существенно активизировать свои усилия по обеспечению безопасности дорожного движения в регионах.
Одним из инструментов финансового обеспечения достижения субъектами Российской Федерации указанного ключевого показателя явилось расширение с 1 января 2019 года источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации путем направления в них 100% поступлений от уплаты штрафов за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 04.06.2018 N 141-ФЗ "О внесении изменений в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"). По данным МВД РФ и Росстата, речь идет о 65 - 68 млрд. руб., поступающих ежегодно в региональные дорожные фонды. Именно 90% объема этих средств, основываясь на методических рекомендациях Минтранса РФ от 2018 года, в виде бюджетных ассигнований должно было бы направляться субъектами Российской Федерации на осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах регионального и местного значения.
Однако рекомендации не являются обязательными правилами поведения для субъектов Российской Федерации.
Согласно проведенному выборочному анализу положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации, из 20 субъектов РФ в 13 отсутствует самостоятельное направление расходов - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах регионального и местного значения.
В силу различных причин высшие исполнительные органы государственной власти, определяющие порядок расходования средств региональных дорожных фондов, отдают приоритет ассигнованиям на капиталоемкие мероприятия дорожной деятельности (проектирование новых дорог, капитальный ремонт, ремонт дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и т.д.) в ущерб осуществлению эффективных некапиталоемких мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на существующих дорогах регионального и местного значения.
Полагаю, что принятие законопроекта будет способствовать сбалансированности расходов дорожных фондов субъектов РФ на дорожную деятельность и расходов на деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, что в среднесрочной перспективе должно положительно сказаться на результатах деятельности субъектов РФ по достижению национальных целей развития Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.