Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1098759-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о дополнительных гарантиях отдельным категориям работников, имеющих несовершеннолетних детей",)
внесенному сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, М.И. Ахмадовым
Досье на проект федерального закона
Законопроектом N 1098759-7 предлагается установить отдельным категориям работников, которые имеют несовершеннолетних детей, дополнительные гарантии при привлечении их к работе в ночное время, привлечении к выполнению сверхурочной работы, а также при направлении в служебные командировки. С этой целью вносятся соответствующие изменения в статьи 96, 99, 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Указанные гарантии предлагается распространить на матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет (а не до пяти лет, как это предусмотрено действующим ТК РФ), на работников, имеющих трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, а также на родителя, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом.
Как отмечается в пояснительной записке, "...вопросы поддержки семей с детьми определены руководством страны в качестве приоритетных и требуют принятия соответствующих решений в различных сферах жизнедеятельности граждан, включая сферу трудовых отношений... Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию системы государственных гарантий, обеспечивающих защиту прав работников, имеющих детей".
Согласно действующей редакции части пятой статьи 96 ТК РФ следующие категории работников могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением:
- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
- инвалиды;
- работники, имеющие детей-инвалидов;
- работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста.
В соответствии с действующей редакцией части пятой статьи 99 ТК РФ к привлекать к сверхурочной работе можно только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, следующие категории работников:
- инвалиды;
- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.
Законопроект предлагает распространить гарантии, установленные частью пятой статьи 96 и частью пятой статьи 99 ТК РФ, на родителей, имеющих трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, а также для родителя, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, если он воспитывает этого ребенка без другого родителя либо другой родитель работает вахтовым методом. Все указанные работники должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться, соответственно, от работы в ночное время, от сверхурочной работы.
Кроме того, предлагается дополнить статью 166 ТК РФ двумя новыми частями. В соответствии с проектируемой частью третьей этой статьи следующие категории работников могут направляться в служебные командировки только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением:
- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
- инвалиды;
- работники, имеющие детей-инвалидов;
- работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекуны детей указанного возраста;
- одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет;
- отцы, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери;
- родители, имеющие ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом;
- работники, имеющие трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет.
При этом указанные лица должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от направления в служебную командировку (проектируемая ч. 4 ст. 166 ТК РФ).
К законопроекту N 1098759-7 имеется ряд замечаний:
Прежде всего, необходимо отметить, что в ТК РФ гарантиям лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни посвящена отдельная статья 259.
Согласно части второй статьи 259 ТК РФ направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Гарантии, предусмотренные частью второй статьи 259 ТК РФ, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259 ТК РФ).
Нормы законопроекта N 1098759-7 частично дублируют положения статьи 259 ТК РФ. При доработке законопроекта ко второму чтению необходимо устранить это дублирование и возможные противоречия.
Законопроект N 1098759-7 предусматривает установление дополнительных правил, которые распространяют гарантии при привлечении к работе в ночное время, к сверхурочной работе и при направлении в служебные командировки на отдельные категории лиц с семейными обязанностями (за исключением инвалидов). По сути, это является особенностью регулирования труда указанных лиц. В связи с этим представляется целесообразным дополнительно изучить вопрос о возможном частичном внесении предусмотренных законопроектом изменений не в статьи 96, 99 и 166 ТК РФ, а в статью 259 главы 41 "Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями" ТК РФ.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве отмечает, что "...вопросы гарантий работникам при направлении их в служебную командировку не относятся к предмету правового регулирования статьи 166 Кодекса". В ТК РФ гарантиям при направлении работников в служебные командировки посвящена статья 167.
Комитет Совета Федерации по социальной политике в своем заключении также обращает внимание на то, что "...изменения, предлагаемые законопроектом к внесению в статью 166 ТК РФ, требуют корректировки, поскольку в ней одновременно упоминаются матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и отцы, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери".
Кроме того, поскольку законопроектом предполагается предоставление опекунам детей в возрасте до четырнадцати лет дополнительных гарантий при привлечении их к работе в ночное время и направлении в служебные командировки, то аналогичные гарантии, по мнению Правительства Российской Федерации, целесообразно распространить и при привлечении указанной категории лиц к сверхурочной работе.
Все высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта N 1098759-7 ко второму чтению.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 29 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении сообщает, что по представленному проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта N 1098759-7 с учетом замечания и сообщает о поддержке законопроекта Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроекта N 1098759-7 с учетом замечаний, высказанных в официальном отзыве. В нем, в частности, отмечается, что "...необходимость предоставления медицинского заключения работниками, имеющими детей в возрасте до четырнадцати лет, при решении вопроса о направлении с их письменного согласия в служебную командировку, требует уточнения".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает законопроект N 1098759-7.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не представила своего мнения по законопроекту N 1098759-7.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1098759-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.